.........................................................................

Monday, March 21, 2011

Римантас Плейкис - Радиоцензура

.
Звуки:


Запись 1Генератор мешающего действия (СССРБолгарияЧехословакияЗапись с прибора Зенит-2)

Запись 2Частотно-модулированный  сигнал радиопрограммы (СССРКитайЗапись с прибора Зенит-2)

Запись 3Речеподобный сигнал (СССРОригинальная запись с рабочей ленты каунасского 603-го объекта)

Запись 4: Качающаяся несущая (КубаИранЗапись с эфира)

Запись 5Музыка (СССР/ПольшаЗапись с эфира любезно предоставил Владимир Петрович Жаров)

Запись 6Музыка (КитайЗапись с эфира)


ФОТОГРАФИИ


Работа западных радиостанций широко освещена в литературе. К сожалению, этого нельзя сказать о советском "антирадио". В немногочисленных публикациях радиоподавление описано примерно так: "Ставили микрофон перед гудящим станком и его шумом забивали неугодные передачи".
Искусственные радиопомехи нас интересуют как форма цензуры эфира и факт истории радиовещания. В книжке Читатель найдет минимум знаний о предмете, полезных для каждого, кто профессионально работает в областях радиовещания и радиожурналистики.
Надеюсь, что моя работа послужит толчком для дальнейшего изучения радиоцензуры в странах, которые ее практиковали, особенно в России. Тема живая - искусственные радиопомехи до сих пор гудят в международном эфире.

* * *

Идеологическое противостояние Востока и Запада в годы холодной войны вызвало к жизни проблему радиоподавления. Демократические страны не могли не вещать на СССР, а Советский Союз не мог не глушить. То, что во Всеобщей декларации прав человека именуется "свободным потоком информации и идей сквозь государственные границы", власти СССР расценивали как "подрывную пропаганду, грубое вмешательство во внутренние дела страны и клеветнические антисоветские измышления". Подавление иностранных передач мы понимаем как политическую радиоцензуру, а в советском лексиконе это явление называлось "радиозащитой".



Советская фотоагитация. Первый мобильный 7,5-киловаттный КВ передатчик RFE - кодовое название "Барбара" - под Хольцкирхеном в Баварии, 1950 год. К чехословацкой границе в 1953-56 г. подъезжал не он, а 50-киловаттный cредневолновый "Орёл" (позднее он транслировал "Радио Марти" из Флориды).
  
В области военной связи радиоподавление впервые применили немецкие вооруженные силы в годы Первой мировой войны. В начале 20-х Рейхспост (почтовая служба Германии) глушил радиотелеграфную линию между Петроградом и Парижем при помощи 5-киловаттного искрового передатчика. Эта установка затем перешла в руки Рейхсвера и в 1926 году еще находилась в Берлинском районе Рулебен. В 1923 г. французы из Эйфелевой башни создавали помехи телеграфному передатчику Берлина.
Первенство в области подавления иностранных радиопрограмм принадлежит Германии и СССР, которые c конца двадцатых годов взаимно глушили передачи радиостанции им. Коминтерна и радио Берлина. В 1931 г. Советский Союз блокировал передачи Румынского радио и другие зарубежные трансляции. С 1934 года Австрия накрывала частоты иновещания гитлеровской Германии. В 1936 г. Италия глушила передачи Лондона для Абиссинии (Эфиопии). В 1937 г. разразилась радиовойна между Москвой и Мадридом. В 1938 г. СССР препятствовал иновещанию радио Германии, а немецкий Рейх подавлял передачи Московского радио и Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation - BBC; список сокращений - в конце текста) на немецком языке.
Радиоцензура вскоре нашла широкое применение в СССР, где в 1939 г. было создано ведомство радиоподавления. Советский Союз в 1940 г. глушил трансляции радио Ватикана, в том числе передачи на литовском языке. В годы Второй мировой войны происходили эфирные сражения между СССР и Германией. Немецкая служба пропаганды внезапно включалась на волне советского радио с короткими враждебными комментариями. Москва не оставалась в долгу перед ведомством Геббельса. В берлинскую частоту вторгался и Лондон. В 1946 году взаимные радиобарьеры воздвигли Мадрид и Москва. В феврале 1948 г. CCCР начал глушить передачи "Голоса Америки" (Voice of America - VOA), в апреле - ВВС из Лондона. 
Постановления о создании и развитии сети радиоподавления принимали Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, соответствующие республиканские и областные органы власти. Их претворяло в жизнь Mинистерство связи. Толчком для развития всесоюзной сети радиоподавления послужила гибель работницы советского представительства в Нью-Йорке, выбросившейся из окна консульства. Событие получило широкую огласку в передачах VOA и вызвало много слухов в обществе. В 1948-1950 годах заметно усилились помехи на всех частотах зарубежных радиотрансляций, вещающих на русском и других языках. 
Секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии Литвы Антанас Снечкус в письме от 30 марта 1951 г. министру Связи СССР Н. Псурцеву требовал для вильнюсского “Объекта № 600” дополнительно выделить6-8 передатчиков. К концу года в Вильнюсе работало 18 передатчиков глушения министерства Связи, 1 - Гражданского воздушного флота и 1 - министерства Рыбной промышленности. В приложении письма сказано, что “В массированные сеансы антисоветского вещания с 06-15 до 06-45, с 00-15 до 00-45 и с 17-15 до 17-45, когда работают одновременно 66, 48 и 45 вражеских радиостанций, обеспечить полную забивку не возможно из-за нехватки радиосредств”. В другом письме на имя секретаря ЦК КПСС Г. Маленкова А. Снечкус просит подключить для глушения береговую радиостанцию в Кретинге. 8 декабря 1953 г. ЦК КП Литвы принял постановление “О ходе строительства объектов № 60 и № 61”. В нем требовалось ввести в эксплуатацию шяуляйский и клайпедский объекты до 25 декабря 1953 г. 
  

Мачты радиостанции постановки помех (РПП) в Балашихе, Московская обл.
Состояние на 1 января 1954 г. по Литве: на вильнюсском “Объекте № 600” установлено 30 передатчиков с перспективой увеличения их количества до 40 штук (запланировано 940 тыс. рублей для закупки оборудования и реконструкции антенн), на каунасском “Объекте № 603” - 22 передатчика (план - 30), на шяуляйском “Объекте № 60” - 15 (увеличить их количество нет возможности из-за отсутствия площади тех. помещений и территории; необходимо строительство нового радиоцентра), на клайпедском “Объекте № 61” - 21 передатчик (план - 30). Строительство последнего обошлось в 120 тыс. рублей, аппаратура - в 247 тыс. Совет Министров Литвы обратился в Совмин СССР и ЦК КПСС с просьбой обязать союзное министерство Связи в Паневежисе “построить новый объект для борьбы с а/с вещанием”, так как “количество регистрированных радиоприемников в городе и его окрестностях - 3000 шт.” 
Для развития системы выделялись большие средства, о чем свидетельствует стремительный рост мощностей. В 1949 году в Советском Союзе радиоэлектронная борьба против западных “голосов” велась с помощью 350 коротковолновых (КВ) передатчиков. В1950 г. их было 600, в 1955 г. - около 1000, в социалистических странах - еще 700, однако положение “по забивке антисоветского вещания” не считалось удовлетворительным. Так, в постановлении ЦК КП Литвы от 23 сентября 1954 г. “О мерах борьбы с антисоветской пропагандой по радио” отмечено, что “несмотря на сдачу в эксплуатацию в 1953 году в городах Вильнюс, Каунас, Шяуляй и Клайпеда специальных объектов, защита от антисоветских радиопередач в полной мере не обеспечена”. Кроме прочего, было решено “обязать министерства и ведомства Литовской ССР, имеющие в своем ведении радиопередатчики мощностью 0,5 кВт и выше, предоставлять их безвозмездно по требованию Уполномоченного связи для заглушения антисоветского радиовещания”. В “Плане усиления защиты территории Литовской ССР от антисоветского радиовещания” предусмотрено к 1958 году “увеличить количество радиоволн, подлежащих заглушению”, до 45. 
Не удивительно, что при таких тенденциях резолюция ООН от 14 декабря 1950 г., осудившая глушение, не имела воздействия на Кремль. В конце 50-х в крупных городах СССР имелось более полторы тысячи передатчиков глушения общей мощностью около 10 тыс. кВт, не считая радиостанций постановки помех (РПП) дальнего действия. Много это или мало? По советским данным того времени, в отдельные часы на СССР одновременно вещало до 70 зарубежных передатчиков суммарной мощностью до 8000 кВт. Даже двойной или тройной перевес по мощности радиосети постановки помех не обеспечивал желаемого результата. 19 января 1961 г. ЦК КПСС приняло постановление "О мерах по усилению борьбы с вражеской радиопропагандой", в котором была поставлена задача значительно усилить сеть радиозащиты и с этой целью создать специальное управление в министерстве Связи СССР.
Материальная база росла как в количественном, так и в качественном отношении. После окончания Второй мировой войны на многих РПП еще имелось оборудование из "спецпоставок" - трофейное немецкое, а также приемники и передатчики бывших американских союзников. Например, на каунасском “Объекте № 603” и его контрольно-корректировочном пункте (ККП) в 1953 году было 10 передатчиков "BC" (1 кВт) и несколько приемников “AR-88” американского производства. В 50-х и 60-х годах промышленность освоила производство cвязных и вещательных КВ передатчиков, пригодных для создания радиопомех: "КВ-5", "ПКВ-20", "Снег" (100 кВт), "КВМ-120". 
Крупнейшими целями радиоподавления стали радиоcтанции "Свободная Европа" ("Radio Free Europe" -RFE) и "Свобода" ("Radio Liberty" -RL). В 1949 г. американский Комитет Свободной Европы (Free Europe Committee) сначала безуспешно пытался арендовать передатчики коммерческих р/с Люксембурга, Монте-Карло и "Европа-1", но потом решил развернуть собственную радиосеть. RFE впервые вышла в эфир 4 июля 1950 г. через 7,5-киловаттный КВ передатчик под кодовым названием "Барбара". Он был cмонтирован в прицепе американского армейского грузовика на лесной поляне под Мюнхеном. Регулярные трансляции RFE начались 14 июля 1950 г. Передачи RFE тогда заранее записывали в студиях р/с WMCA в Нью-Йорке и пересылали в Германию воздушной почтой. Мюнхенская штаб-квартира RFE начала работу 1 мая 1951 г. в 11 часов дня передачей чехословацкой службы. Через 5 часов появились помехи, продолжавшиеся почти 40 лет. RFE вещала на болгарском, венгерском, польском, румынском, словацком и чешском, а в 1951-1953 г. - и на албанском языках. До 1957 года языковые службы RFE выходили в эфир под именами "Голос Свободной Польши", "Голос Свободной Венгрии" и т. д.



Советская фотоагитация. Аппаратный зал (а не вестибюль) главного радиоцентра RFE/RL в Глории, Португалия: 11х250 кВт, 8х100 кВт КВ передатчиков, 1988 год.
  
Русская служба RL дебютировала 1 марта 1953 г. под названием "Радио освобождение от большевизма" через стационарный КВ передатчик в Лампертхайме под Манхаймом. Магнитные ленты с программой из Мюнхена сюда привозили курьеры. Их дорога в одну сторону поездом и на мотоцикле длилась 6 часов. Через несколько месяцев название станции сократили до "Радио Освобождение", ав 1959 году оно стало радио "Свобода". Кроме русской службы, c самого начала на RL были армянская, азербайджанская, грузинская, туркменская и северо-кавказская редакции. Потом были созданы белорусская, украинская и еще около 10 редакций.
Для прорыва радиопомех в феврале 1952 г. ввели в строй новый мощный радиоцентр RFE в Глории под Лиссабоном, в 1955 г. - ретранслятор RL на Тайване для охвата Восточной Сибири и Дальнего Востока, в марте 1959 г. - передающий комплекс RL возле испанского городка Плая-де-Пальс у берега Средиземного моря. В сети RFE и RL также работали радиоцентры в Библисе и Лампертхайме под Манхаймом и в Хольцкирхене под Мюнхеном. 
В начале 1968 г. ЦРУ обсуждало возможность закрыть RL (но не RFE) "по финансовым причинам", из-за сильных помех и "во имя жеста доброй воли в отношении Москвы".После вторжения советской армии в Чехословакию в августе 1968 года такие предложения отпали. Кроме “Свободы”, ярко выраженный критический характер носили передачи “Свободной России”. На QSL карточке, шведским радиолюбителем в 1962 г. полученной от этой станции, изображена эмблема Народно-Трудового cоюза, антенна и микроавтобус "Volkswagen" с передатчиком. "Свободная Россия" в 1950 г. вышла в эфир из ФРГ. Длительность ее программы постепенно достигла 8 часов в сутки. Имеются указания на то, что, кроме Западной Германии, трансляции также шли из Тайваня и Южной Кореи. Естественно, СССР сильно глушил "Свободную Россию". 
Cоветская сеть радиотехнической цензуры была самая мощная в мире, но не единственная. В 1948-1952 г. сети РПП развернули Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Югославия и Чехословакия. 5 марта 1956 г. Великобритания прибегла к радиоподавлению передач из Афин для Кипра, Греция в ответ блокировала трансляции BBC, а Китай воздвиг заслон на частотах VOA. В 1960 г. Франция глушила "Голос свободного Алжира". В 1962 г. Куба включила помехи для трансляций VOA из Вашингтона на испанском языке. В том же году имел место особый случай: во время выступления Никиты Хрущева в национальном пресс-клубе США в Нью-Йорке СССР снял помехи с частот радио "Свобода". В 1987 г. помехи стихли на волнах VOA, когда президент Р. Рейган произносил новогоднее послание. В 1965 г. Родезия накрыла сигнал BBC, а Великобритания - радио Булавайо. В 70-х годах взаимным радиопомехам подвергались передачи Египта и Израиля. Иран забивал помехами иновещание ГДР на персидском языке, Греция - "Немецкую волну" (Deutsche Welle - DW), Чили - передачи из Cоветского Союза, ГДР, Кубы, Болгарии и Швеции.
Трансляции RFE и VOA на средних волнах (СВ) и длинных волнах (ДВ) осложняла нехватка частот в насыщенном европейском эфире. Американские радиоголоса с трудом находили место на шкале. В 1953 г. RFE расположила первый мобильный 50-киловаттный СВ передатчик (кодовое название "Еаgle" - "Орел") на позиции в ФРГ неподалеку от границы Чехословакии. Р/с американских войск в Германии (American Forces Network - AFN) освободила для RFE частоту 854 кГц. Сразу после ее выхода в эфир Чехословакия поставила мощные радиопомехи. Положение усугубляло то, что на данной частоте издавна работало радио Бухареста. В темное время суток сигналы чехословацких РПП и RFE создавали помехи в некоторых районах Румынии. Разразился конфликт. Прага была вынуждена снять радиоцензуру, но вскоре частоту 854 кГц покинула и RFE.
Похожая история случилась и с VOA. В 1953 году 20 км севернее Мюнхена (Erching) была включена ДВ р/с VOA мощностью 1000 кВт на частоте 173 кГц, несмотря на то, что по плану Люцерна 1933 г. и на радиоконференции в Монтре 1939 г. канал 175 кГц, потом - 172,5 кГц, был выделен для СССР. Мачта VOA высотой 279 метров имела круговую диаграмму направленности. Сдвоенный передатчик (2х500 кВт) типа Continental 105B питали от 5-ти электрогенераторов, в час сжигавших 560 литров дизельного топлива. Американская р/с в Баварии транслировала передачи VOA на русском (для советских военнослужащих в ГДР и ЧССР), английском, чешском, словацком, польском и венгерском языках, а также программу RIAS на немецком. ГДР противодействовала этим трансляциям двумя, ЧССР - одним передатчиком. Дабы преградить путь "Голосу Америки", Советский Союз на частоте 173 кГц развернул крупную синхросеть I программы Всесоюзного радио. Москву (500 кВт) в 1961 г. дополнил Минск (Сосновый, 1000 кВт), позднее - Майкоп (1000 кВт), Львов (500 кВт), Сыктывкар (300 кВт), Кандалакша (150 кВт). Станция Erching работала в 1953-1963 и 1968-1973 годах. Ко времени пуска в 1975 г. р/с Калининграда (Большаково, 1000 кВт) баварский мегаваттник уже молчал. Во время политических оттепелей Советский Союз дважды временно cнимал помехи с трансляций ВВС, DW и VOA(19.06.1963 - 21.08.1968 и 10.09.1973 - 20.08.1980). В ответ американцы выключали мюнхенский мегаваттник. Освободившиеся мощности СССР перебрасывал на подавление RL, "Голоса Израиля", р/с Пекина и Тираны. Когда США построили в Баварии СВ ретранслятор VOA (1196 кГц, 300кВт), Cоветский Союз на его частоту наложил синхросеть передатчиков "Маяка" в Белоруссии (Минск, 50 кВт - с 1972 г.; Барановичи, 5 кВт - с 1975 г.; Витебск, 40 кВт - с 1986 г.).
В 1973 году было решено объединить RFE и RL в одно предприятие - RFE/RL. Р/с получила прямое финансирование из бюджета США, минуя ЦРУ, тем самым отняв аргумент критики у сенатора Дж. Фуллбрайта - давнего противника этих р/с. Соединительным звеном между Конгрессом, Госдепартаментом и RFE/RL стал Cовет Международного Радиовещания (Воard for International Broadcasting - BIB). "Мюнхенские сестры" поселились под крышей RFE в здании бывшего госпиталя на улице Oettingen, 68 возле Английского парка столицы Баварии.
  



Советская фотоагитация. Радиоцентр RFE/RL в Плая-де-Пальс, Испания, на диком пляже Средиземного моря. В 1988 году там было  5х250 кВт, 1х100 кВт КВ передатчиков.
В восьмидесятых годах правительство США значительно увеличило ассигнования для иновещания. На ретрансляторах был обновлен парк КВ передатчиков, мощность которых достигла 500 киловатт. Американцы построили новые радиоцентры для RFE/RL и VOA в Португалии (Maxoqueira), Марокко (Briech), спроектировали ретранслятор в Тайланде. В Израиле начатое строительство радиоцентра сорвалось из-за бурных протестов местных "зеленых" против того, что, дескать, антенны преградят путь перелетным птицам, а электромагнитное поле повредит здоровью жителей. И это в пустыне Арава. Похожие причины помешали строительству ретранслятора в Турции. Зато испанцы оказались cмелее. На радиоцентре Плая-де-Пальс на Иберийском полуострове инженерам RFE/RL никто не мешал сложить мощности четырех 250-киловаттных передатчиков на одну антенну. RFE/RL получила возможность пробивать помехи с сигналом в 1 миллион ватт. (Там только пришлось ограничить прибрежное плавание рыболовных судов, чтобы местные рыбаки не попали в поток радиоизлучения, уходящего в сторону Средиземного моря). 
Имеются данные, что в ответ на усиление сигналов RFE/RL Советский Союз намеревался строить направленные на СССР сверхмощные РПП в Сирии и во Вьетнаме. В 1984 г. вышло постановление Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве еще 18 новых РПП по 15-20 передатчиков. Секретарь ЦК КППС Е. Лигачев и председатель КГБ В. Чебриков в письме в ЦК КПСС от 25 сентября 1986 г. “О прекращении глушения передач радиостанций “Голос Америки”, “Би-Би-Си”, “Радио Пекина” и “Радио Кореи”” отметили, что “средствами дальней и ближней защиты с разной степенью эффективности перекрываются регионы страны, в которых проживают около 100-130 млн. человек”. Следовательно, половина жителей Советского Союза имела возможность слушать западные радиоголоса и это вызывало беспокойство у руководства. По словам В. Чебрикова и Е. Лигачева, “обеспечение качественного глушения на всей территории СССР является трудно осуществимой в техническом плане задачей и требует значительных материальных затрат”.
С начала 50-х годов СССР и страны Восточной Европы вели координированный обмен по дальнему радиоподавлению. Выход в эфир RFE/RL послужил толчком для его развития. Совместную "радиооборону" соц. стран проиллюстрируем на примере польской службы RFE. В конце лета 1951 г. начальник главного радиоуправления мин. Связи СССР А. Жаров с коллегами Савковым и Павловичем посетили польские радиостанции в Варшаве, Щецине, Гданьске, Гдыни, Кракове, Катовицах и Радоме. Предложения о создании совместной системы радиоподавления А. Жаров изложил министру связи Николаю Псурцеву в справке, датированной 15 сентября 1951 г. Через три месяца, 24 декабря, Совет Министров принял постановление № 4028/1849, в котором для борьбы с “антипольской радиопропагандой” было решено создать сеть КВ и СВ передатчиков в Польше, а также задействовать КВ передатчики в Советском Союзе. Министр общественного правопорядка Польши Станислав Радкевич незамедлительно издал приказ № 0171о создании службы “БО” с “пунктами К” (РПП) в Варшаве, Кракове, Познани, Вроцлаве, Лодзи, Щецине, Быдгоще и Катовицах. 



В варшавской телефонной станции по ул. Новогродзка в 1971-1980 г. на студийных магнитофонах воспроизводили музыкальные записи, которыми по 19 часов в сутки глушили передачи польской службы RFE через мощные РПП в Ленинграде, Куйбышеве, Киеве, Свердловске, Алма-Ате, Москве и других городах СССР.
  
Глушение передач RFE в Польше началось в мае 1952 г. и продолжалось до 24 ноября 1956 г. Во многих городах на РПП работали КВ передатчики мощностью 1-5 кВт. Их сконструировал зам. директора Управления р/с ZR инженер Шмит, за удачную разработку относительно простого однотактного передатчика удостоенный польской государственной премии. "Шмитовки" - так их называли польские радисты - серийно производили в Польше и обычно монтировали в зданиях государственных учреждений - например, почтамтов. На крышах строений подвешивали проволочные диполи "ВГД" (вибратор горизонтальный диапазонный, он же диполь С. Надененко) и “ВГДШ” (шунтовый, с расширенным диапазоном частот). В Варшаве радиоподавление вели четыре РПП: на 13 этаже министерства Связи по ул. Халубинского 4/6 (12 КВ передатчиков), возле Макотовского Форта на Рацлавской улице, в здании дирекции железных дорог и на р/с Рашина (50-киловаттный СВ передатчик). ККП разместили в Станиславове, 15 км севернее Минска Мазовецкого. 
Сеть городских РПП приземной волны дополняли более мощные КВ радиоцентры в окрестностях Варшавы, Щецина и Лидзбарка Варминьского. На последнем было установлено более десяти "шмитовок" мощностью по 10 кВт. Польские РПП работали под надзором службы безопасности - UB. В 1955 году сеть радиоподавления состояла из 249 передатчиков, ее эксплуатация ежегодно требовала 1,4 миллиона долларов. В декабре 1956 г. восставшая польская общественность добилась снятия местных радиопомех. Часть освободившихся передатчиков (52 КВ и 11 СВ) передали Польскому радио. Условия приема улучшились только частично, потому что частоты польской службы RFE и далее накрывались из Болгарии (до апреля 1962 г.), Венгрии(до марта 1963 г.), Румынии (до сентября 1963 г.), Чехословакии (до мая 1964 г.) и СССР. В ноябре 1964 г. уровень советских помех упал после того, как оставили всего одну РПП во Львове с позывным “ЛГ”, а электронный шум заменили на “Маяк”.
Передачи “Голоса Америки” на польском языке СССР глушил до июня 1963 г. и вновь с декабря 1981 г. Советский Союз вел дальнее радиоподавление и на Румынию (до 30 июля 1963 г.), Венгрию (до января 1964 г., кроме РПП Ивано-Франковска), Чехословакию и Болгарию (до января 1988). В свою очередь, восточно-европейские страны ставили помехи на частотах радиостанций, вещавших на языках народов страны Советов. Как выразился один связист, при дальнем глушении лучше всего бить “в хвост сигнала” - то есть, чтобы помеха приходила с того же направления, как и нежелательный сигнал. Для этого государства Восточной Европы вполне подходили. В 1951-1965 г. оттуда в сторону СССР вели радиоподавление 12-15 РПП с 70-90 передатчиками. После выхода из игры Румынии, Венгрии и Югославии, в 1965-1988 г. в Польше, Чехословакии и Болгарии продолжали работу 7-9 РПП с 40-50 передатчиками мощностью 20-50 кВт.
В марте 1970 г. Варшава выступила с резкими нападками в адрес RFE за "искаженное освещение" правительственных переговоров Польши с Федеративной Республикой Германии. В результате после 14-летнего перерыва начали готовиться к возобновлению глушения передач RFE на польском языке. По данным инженерной службы RFE, 11-27 декабря 1970 г. радиоцентр польского иновещания в Лещинке под Варшавой провел серию "музыкальных трансляций" на частотах польской службы RFE. Согласно другим данным, для этого использовали КВ р/c под Лидзбарком Варминьским. Как бы там ни было,в связи со слабым покрытием страны в диапазонах 13-25 метров и из-за нехватки передатчиков пришлось искать другое техническое решение. Государственная радиоинспекция Польши получила указание проверить качество приема передач Московского радио. Данные прослушивания оказались хорошими, поэтому для постановки помех решили задействовать КВ передатчики в Советском Союзе. 
На Польском радио записали ленты с музыкой в исполнении ансамблей западных и социалистических стран, кроме CCCР. Репертуар музыкальных помех был достаточно пестрый: от "Полета шмеля", танго и "Битлз" до польки, джаза и кубинских оркестров, но преобладали инструментальные пьесы танцевального характера. Польское радио передало фонограммы и несколько студийных магнитофонов в междугороднюю телефонную станцию Варшавы (GUTM) на улице Новогродзкой. Оттуда музыкальная программа по кабельным линиям связи шла в аппаратную, известную польским инженерам как "Усилительная Москва". Здесь сигнал распределяли по КВ радиоцентрам Советского Союза. 
18 марта 1971 г. на частотах польской службы RFE заработали советские передатчики постановки помех. Интересно, что одну частоту в дневном диапазоне 13 метров никогда не трогали - наверное, ее оставили "чистой" для служебного пользования. Помехи в Польше не прослушивались и в ночном диапазоне 75 м. Определенные РПП включали по условиям прохождения радиоволн, в зависимости от частоты, времени суток и сезона. Ниже перечислены радиоцентры СССР, расположенные на оптимальных расстояниях для постановки помех на Польшу в зависимости от средних длин 1-го скачка радиосигнала:  

 Диапазоны

Средняя длина одного скачка

Подходящие радиоцентры

4 MГц
6 МГц
7 МГц
9 МГц
11 МГц
15 МГц
17 МГц
800 км
1200 км
1400 км
1500 км
1700 км
2700 км
3100 км
Ленинград
Москва
Куйбышев 
Куйбышев 
Свердловск
Ташкент
Алма-Ата
Следует учесть, что длина скачка радиосигнала в значительной степени зависит и от сезона года. Так, для работы на Польшу в диапазоне 9 МГц (31 м) в 9 часов утра по московскому времени в июле месяце лучше всего подходил радиоцентр Ленинграда, а в январе - радиоцентр Свердловска.
Радиоподавление передач RFE велось в рамках совместной операции польских и советских служб связи. Эффективность радиоподавления с территории СССР контролировала польская государственная радиоинспекция - PIR. Ее пункты эфирного контроля регулярно следили за уровнем помех в нескольких городах Польши. Специалисты PIR сталкивались с проблемой идентификации советских радиоцентров, транслировавших музыку на частотах RFE. Опознать станции было необходимо для того, чтобы правильно составить расписание их работы в зависимости от прохождения сигналов радиопомех. По просьбе польских операторов в 1977 г. всем советским передатчикам, выделенным для работы на радиоканалах польской службы RFE,были присвоены эфирные позывные. Они состояли из цифры и буквы, тогда как обычные позывные советских РПП состояли из двух букв. Морзянка прерывала сигнал помехи - музыку - один раз в минуту. 
Cпустя 26 лет бывшие работники “службы Крестьяниновой” Второго радиоуправления союзного министерства Связи (Наталья Евгеньевна Крестьянинова руководила отделом четверть века), занимавшегося постановкой помех, подтвердили, что "музыка шла только на поляков". К каждому передатчику подключали по 2-3 магнитофона. Их запускали вручную поочередно, по окончании пленки на предыдущем аппарате. Хронометраж лент (45 мин.) был равен времени звучания на профессиональных магнитофонах стандартной студийной пленки длиной 1000 метров, воспроизводимой со скоростью 38,1 cм/сек.Были случаи, когда по ошибке ленту пускали в обратном направлении. Взамен изношенных рулонов записывали свежие рабочие ленты c произведениями из той же фонотеки ограниченного объема, но каждый раз в новом случайном порядке.
Радиоподавление на Польшу велось из восьми радиоцентров с позывными "1Г", "1Д", "4Н", "4Ф", "7К", "7М", "8А", "8Л". Международный союз электросвязи путем многократных пеленгаций установил местонахождение источников радиопомех у Ленинграда, Киева, Свердловска (Екатеринбурга), Алма-Аты, Москвы, Ташкента, Калининграда и Куйбышева (Самары). Географические координаты совпадают с тремя радиоцентрами, через которые велось вещание на польском языке. Согласно служебному документу "Изменения по каналам иновещания", программу Московского радио на польском языке по каналу "И-7" подавали на р/c Куйбышева, по каналу "И-48" - в Свердловск, по каналу "АИ-1" - в Алма-Ату (“Объект № 840"). Другой документ, перечень антенного хозяйства радиоцентров, свидетельствует о том, что во всех р/c, откуда шли помехи на Польшу, имелись антенны, направленные на центральную Европу. По данным мониторной службы BBC, до 1980 г. третью cтереопрограмму варшавского радио, доступную на всей территории Польши в диапазоне УКВ, ретранслировали и через КВ передатчики в СССР на частотах 6035, 7180 и 9755 кГц (радиоцентры Ленинграда и Куйбышева). Цель этих трансляций - создать альтернативу польской службе RFE. Варшавская "тройка" играла много западной попмузыки.
Для подавления RFE применяли и амплитудную (А3Е), и частотную (F3) модуляцию. Когда уровень помех в Польше был низким, включали дополнительные передатчики, на что указывали различные позывные и музыкальные программы. В середине 70-х однажды музыка неделю звучала в пустом эфире: RFE покинула частоту, а операторы РПП перехода не заметили. Польская служба RFE работала на 5-8 частотах одновременно. Иногда неисправные передатчики глушения излучали сильные паразитные сигналы. Например, музыкальная программа на частоте 9695 кГц была слышна на соседних частотах:
... ?9665?9675?9685?9695 кГц?9705?9715?9725? ...
20 августа 1980 г. вместо музыки вдруг зазвучал “речеподобный сигнал”. Под влиянием идей "Cолидарности" Варшавские техники ослушались и выключили магнитофоны. Пришлось срочно подать модуляцию из КПП городов, возле которых были радиоцентры, работавшие на Польшу. Пользуясь случаем, впервые закрыли частоты RFE в диапазоне 13 метров. 



  
Аппаратный зал объекта № 1656 (Паневежис, Литва): пять из 10-ти передатчиков "Вяз-2М-ОП".
В 1985 г. польскую службу RFE глушили с 7:00 утра до 2:10 ночи по Московскому времени на 5-8 частотах по 115 канало-часов в сутки. Приходилось создавать перевес по мощности. Например, на частоте, где работал 250-киловаттный передатчик RFE,включали пару передатчиков в Поповке общей мощностью 400 кВт, позывной “1Г”. Суточная выработка радиоподавления составляла около 180 передатчико-часов. По экономическим понятиям того времени, "цена продукции" радиовещательного передатчика мощностью 200 кВт равнялась примерно 43 руб. в час. Таким образом, радиоподавление польских передач RFE стоило по 2,8млн. рублей в год, а за17 лет обошлось почти в 50 миллионов. Расходы оправдали себя только частично. Мониторная служба RFE/RL регулярно оценивала качество своих трансляций. По сравнению с сентябрем 1970 г., когда помех не было, в мае 1971 г. слышимость в Вене и Западном Берлине ухудшилась в два раза. Но, хотя и с помехами, принимать программу все еще было возможно в 40% случаев. Дополнительно стоило дальнее радиоподавление из СССР польских передач ВВС, VOA, до 1976 г. - и DW. Государство не жалело средств на внутреннюю и внешнюю радиоцензуру, хотя в 80-х годах информационная телепрограмма "Время" каждый вечер просила зрителей "выключить лишние приборы освещения". 
С 30 июля 1970 г. до января 1988 г. в порядке обмена Польша вела радиоподавление на СССР из р/с Лидзбарка Варминьского на севере страны: 6 КВ передатчиков по 50 кВт, азимуты антенн 90° и 110°, узкополосная ЧМ с искаженным “Маяком”. В середине 80-х собирались реконструировать устаревшую радиостанцию, но помешала перестройка.Кроме РПП Лидзбарка Варминьского, глушение на СССР вели окутанные тайной радиообъекты Вёнзовны под Варшавой и Тыхова под Щецином. Чехословацкая фирма "Tesla" в 70-х годах продала Польше, кроме восьми 100-киловаттников для р/с Лещинки, еще 17 КВ передатчиков малой мощности. Они были предназначены для сети РПП. Советские мощности радиоподавления были в несколько раз больше польских. Вероятно, что при обмене услугами Варшава задолжала Москве. Как, впрочем, и София с Прагой -ведь Советский Союз несколько десятилетий глушил западные радиопередачи на болгарском, чешском и словацком языках. Счеты за советскую радиоцензурумогли повысить задолженности соцстран. Возможно, что они частично покрывались поставками в СССР болгарских фруктов, польской одежды и чешской обуви. Эта специфическая область сотрудничества между странами Совета экономической взаимопомощи заслуживает дальнейшего изучения. 
После демонстраций в городе Радоме в 1976 году польские власти прибегли к СВ радиоподавлению программ RFE, которое продолжалось до января 1988 г. Для этого была разработана оригинальная система, не вызывавшая подозрений у рядового слушателя. Один полукомплект (150 кВт) 300-киловаттного передатчика в Воле Раштовской под Варшавой, транслировавшего вторую программу Польского радио на частоте 818 кГц, переключили на частотуRFE 719 кГц. На обеих частотах звучала II программа классическая музыка и культурно-просветительские передачи. У технически грамотного слушателя возникал вопрос: зачем классика слышна сразу в двух местах шкалы? Двухчастотные СВ передатчики были и в городах Катовице, Вроцлав, Щецин. Оттуда глушили сигнал Хольцкирхенского радиоцентра, что 30 км южнее Мюнхена, где действовало несколько КВ и один СВ передатчик типа "Сontinental" мощностью 150 кВт с двухмачтовой антенной, направленной на северо-восток. На частоте 719 кГц (позднее 720 кГц) днем звучала программа чехословацкой, а вечером - польской службы RFE.



Радиоцентр Лидзбарка Варминьского в 1951-1956 г. глушил программы западных радиостанций на польском языке. С 1970 г. дополнял советскую сеть радиоподавления в обмен на глушение передач польской службы RFE из СССР.
  
Р/c Воли Раштовской с 1952 года работала на заграницу (746 кГц, 150 кВт) и со второй программой (818 кГц, 150 кВт). Для того, чтобы расширить зону СВ иновещания,в 1962 г. в Тыхове под Старградом Щециньским построили станцию на частоте 1502 кГц, более подходящей для дальнего вечернего прохождения, а старый радиоцентр пригодился для постановки помех. В отличие от RFE, прием передач VOA из Мюнхена (1196 кГц, позднее 1197 кГц) в Польше был осложнен помехами от синхросети в соседней Белоруссии. В 1987 г. представитель польского руководства Ежи Урбан во время визита в Великобританию публично назвал передачи BBC"шокирующими", но объявил о предстоящем прекращении глушения некоторых р/c, кроме RFE/RL. Это свидетельствует о том, что Варшава была в курсе дел.
1 апреля 1964 г. Прага сняла помехи с частот BBC и VOA, а в августе 1968 г. - и с RFE/RL, но РПП в Советском Союзе продолжали боевую вахту. Исходя из примера Польши можно допустить, что чехословацкие РПП в порядке обмена работали на СССР. В сентябре 1968 г. уровень помех возрос - добавились передатчики в Венгрии. 25 ноября возобновила работу пражская станция "Z3", 7 января 1969 г. к ней примкнули еще три региональные РПП, 9 апреля - братиславская "L8". RFE/RL параллельно вещала на 12-ти частотах. 25 марта 1969 г. усилились помехи на СВ частоте 719 кГц мюнхенского передатчика RFE/RL. В Чехии и Словакии его блокировали несколькими передатчиками качающейся частоты. Всего в ЧССР было около десяти РПП. 
Болгарская служба RFE/RL беспрерывно подвергалась интенсивному местному глушению электронным шумом. До начала шестидесятых годов помогали РПП других социалистических стран, а помехи из СССР шлидо начала 1988 года. В обмен болгарские КВ радиоцентры вели радиоподавление на СССР. Венгерскую службу RFE/RL глушили в самой Венгрии, из CCCР и из социалистических стран с 1952 годадо 1 февраля 1964 г., после чего продолжал работу только один маломощный объект на Украине (возможно, в Ивано-Франковске). Его задачей было оградить от влияния RFE/RL местную венгерскую общину. 1 февраля 1964 г. Будапешт также прекратил радиоподавление BBC, VOA и других западных р/c. Румынскую службу RFE/RL cтрана назначения глушила до 30 июля 1963 г. Вскоре затихли и советские, чехословацкие, болгарские радиоцентры.
Восточная Германия глушила КВ передачи р/c "SenderFreiesBerlin" и BBC до 1956 года. В 1952 г. ГДР развернула крупную сеть радиоподавления двух программ р/cRIAS(Западный Берлин) на СВ частотах 683, 737, 854 и 989 кГц; на последней работал 300-киловаттный передатчик RIAS. В нескольких десятках городов ГДР было установлено 58 передатчиков постановки помех: 18 2-киловаттныхи 40 1-киловаттных. Модулированные программами "StimmederDDR", "RadioDDR" или "Berliner Rundfunk", они были настроены около 800 Гц в сторону от частот RIAS. В результате биений нескольких сигналов в эфире звучал характерный гул. Гул на частотах RIAS неожиданно замолкло в ноябре 1978 года после вступления в силу нового Женевского плана радиочастот в диапазонах длинных и средних волн. На КВ частоте RIAS (6005 кГц) помехи почти не наблюдались. В 1989 г. одна коммерческая УКВ р/с Западного Берлина стала уделять больше внимания проблематике "восточной зоны". В ответ на частоте 100,6 МГц пошли помехи из столицы ГДР.
RFE/RL не вещала на Югославию, точных данных о тамошнем радиоподавлении нет, но западные радиотехнические службы засекали источники помех в СФРЮ в 50-х годах. В конце девяностых Белград снова глушил передачи RFE/RL на сербском языке и даже частную р/с "Б-92".
  



Четыре башни высотой 85 и 65 м, между ними - 3 антенны "СГД"  для диапазонов 16/19, 25/31 и 41/49 метров на радиостанции Ситкунай в Литве. Азимут 259° - для иновещания на Западную Европу, 79° - для вещания или глушения на Россию и Казахстан.
В различные периоды между 1945 и 1988 г. СССР глушил передачи 14-ти р/с наармянском, белорусском, грузинском, еврейском, латышском, литовском, русском, узбекском, уйгурском, украинском и эстонском языках: 
  • BBC, Великобритания (до 1987 г. - кроме религиозных передач)
  • СВС, Канада
  • "Deutsche Welle", Германия
  • ORTF, Франция
  • RAI, Италия
  • RFE/RL, США
  • RNE, Испания
  • VOA, США
  • "Голос Израиля"
  • Радио Афганистан
  • Радио Белград, Югославия
  • Радио Ватикан
  • Радио Пекин, Китай
  • Радио Тирана, Албания
Интересно, что СССР не трогал одну частоту китайского радио, на которой лента с записью передачи звучала в обратном направлении. Наверное, китайцы надеялись, что советские РПП не станут трогать канал заднего хода, а находчивые "дорогие советские радиослушатели" догадаются записать программу на магнитофоны. Хитрость заключалась в том, что, воспроизводя пленку задом наперед, можно было прослушать передачу без помех. Еще один трюк, характерный только для радио Пекина -перестройка частоты во время трансляции. Не все РПП успевали вовремя уследить и накрыть "плавающую" цель. До ухудшения советско-китайских отношений, c декабря 1954 г. до мая 1965 г. Пекинское радио посылало в Москву записанные радиопрограммы на русском языке, которые передавались в эфир по центральным р/с Советского Союза.
Инженеры RFE/RL для прорыва радиопомех применяли следующие методы:
50/100-киловаттные передатчики меняли на 250/500- киловаттные;
На одну антенну подключали до 4 передатчиковобщей мощностью до 1000 кВт; 
Cильно сжимали динамический и частотный диапазоны звука; 
Увеличивали число одновременно работающих передатчиков до 10 (русской службы RL - до 19) ; 
Вечерами долго работали в "дневных" диапазонах 13, 16 и 19 метров, чтобы до наступления ночи западную часть СССРдостигали сигналы передатчиков RFE/RL из Германии, Испании и Португалии. Оттуда короткие радиоволны легко приходили по освещенной части Земли. Мощные РПП в Сибири и Центральной Азии с наступлением темноты уже не могли покрыть Европу, потому что радиотрасса оттуда пролегала по темноте, и ионосфера не отражала радиоволн высших диапазонов;
В начале каждого часа на многих частотах делали паузы продолжительностью 2-3 минуты, что вводило в заблуждение операторов РПП. Как правило, они прослушивали эфир в начале и в середине часа. Не обнаружив "корреспондента" - зарубежную р/с, операторы не включали передатчик до следующего прослушивания частоты. "Свобода", вернувшаяся в эфир после паузы, некоторое время звучала без помех.
Ниже приводим список 39 стран и территорий, которые в разное время цензурировали радиоэфир:
Альжир, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Германия, Греция, Египет, Израиль, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кампучия, Кипр, Китай, Колумбия, Куба, Марокко, Молдова, Мьянмар (Бирма), Польша, Приднестровье, Родезия, Румыния, Северная Корея, Советский Союз, Сомали, Турция, Франция, Чехословакия,Эфиопия, Югославия, Южная Корея, Франция, Чили, Япония. 

После "холодной войны"

Во время операции в Кувейте вооруженные силы США недолго глушили, а потом разбомбили радио Ирака, в Афганистане - р/с талибов "Голос Шариата". Американские радиолюбители создавали преднамеренные помехи пиратской станции своих соотечественников "Объединенное радио патриотов", а российские военные - чеченской р/с "Кавказ", дислоцированной в ущелье Грузии. 
Сильнейшими источниками эфирных помех в 2002 г. являются Иран, Куба и Китай. Последний располагает наибольшим арсеналом радиосредств. Пекин глушит программы "Радио Свободная Азия" (Radio Free Asia - RFA),VOA, BBC, "Голоса Тайваня", "Голоса Тибета" и других станций на более сотни частот. До 2001 года прослушивались два типа помех: 1) программа Китайского радио, амплитудная модуляция; 2) Китайское радио, узкополосная частотная модуляция (искаженный звук на бытовых приемниках). В течение 2002 г. перешли почти исключительно на петлевую запись китайской инструментальной музыки продолжительностью в 1 час, режим АМ. На каждой частоте включают группу передатчиков мощностью до нескольких сот киловатт. 1 сентября 2002 г. китайские РПП начали работать "на экспорт" против передач BBC на узбекском языке, тогда как в самом Узбекистане программу из Лондона свободно ретранслируют местные станции. Еще в ноябре 2001 г. такая же участь постигла и трансляции на Европу движения "Фалун Гонг" (5925 кГц и 9945 кГц).
Пекин пытается замаскировать радиоцензуру не только под концерт народной музыки. В 1996 г. журнал"MonitoringTimes" описал случай глушения "Голоса Тибета" при помощи программы частной р/с "EasyFM". Ее руководитель британец Питер Абелес и не подозревал, что вытворяют с его сигналом. Согласно агентству AFP,в 1998 г. на "Голос Тибета" Пекин накладывал звук международного радио Канады. По сообщению радио Нидерландов, президент Китая Ян Дземинь публично выразил озабоченность "пагубным влиянием" иностранных радиопередач. В 2001 г. правительство выделило много средств для сооружения новых источников радиопомех. С этой целью Китай закупил на Западе (предположительно во Франции) несколько десятков современных коротковолновых передатчиков мощностью от 100 до 500 киловатт.
В начале XXI века электронная цензура приобретает новые мрачные контуры. Китайские власти блокируют доступ к интернетным страницам западных средств массовой информации, в первую очередь - RFA и VOA. IBB объясняет посетителям интернетной страницы, как самому сделать радиоантенну направленного действия для уменьшения радиопомех. Компания "Safe Web" разработала для китайских интернаутов компьютерную программу "Triangle Boy", которая должна облегчитьпроникновение в запретные гостинные американских р/с.
Куба и Иран ставят помехи несущей волной качающейся частоты, которая на приемниках выдает типичный булькающий звук (англ. bubble-, илиwarble jammer). Он слышен потому, что бесшумная помеха входит в биения с сигналом накрытой станции и с излучениями других передатчиков радиоподавления. Тегеран глушит передачи VOA и других западных р/с на персидском языке, Гаванна - круглосуточную программу "Радио Марти" на испанском языке. В феврале 2001 года кубинские радиопомехи были слышны на 13-ти частотах "Радио Марти" и 12-ти частотах других станций, передающих на испанском языке. Работа операторов РПП "острова свободы" отличается некоторой рассеянностью. Так, после ухода р/с Гринвилла (Сев. Каролина) и Дилэйно (Калифорния) на новые частоты, помехи еще долго не смолкают в пустом эфире. На СВ частоту 1180 кГц 100-киловаттного флоридского передатчика "Радио Марти" в Маратон-Ки Гаванна настроила 500-киловаттник с программой "Радио Ребельде". Тегеран на частоты VOA дополнительно наводит программу своего иновещания - "Голос Исламской Революции Ирана".
Вьетнам и Северная Корея глушат электронным шумом старого советского образца, но объем радиоподавления в этих странах небольшой. Что касается Северной Кореи, то там наличие индивидуального КВ радиоприемника считается преступлением. Так было в СССР при Сталине в военные годы: за найденную дома радиолампу грозило длительное лишение свободы в ГУЛАГе. В августе 1941 г. ЦК ВКП(б) приняло постановление “О сдаче жителями радиоприемников и передающих устройств”. 
Самая действенная форма радиоцензуры - полный запрет эфирных приемников и их замена на проводные "радиоточки". Секретарь ЦК КП Литвы А. Снечкус 27 сентября 1954 г. писал Центральному Комитету КПСС: “В целях сокращения в сельской местности числа радиоприемников, непосредственно принимающих радиопередачи из эфира, ЦК КП Литвы просит обязать Совет Министров Латвийской ССР изготовить на радиотехническом заводе им. Попова в 1954 году 7 установок и в 1955 году 40 установок аппарата [проводного вещания] типа РТУ-ВРС, изготовляемых заводом для радиофикации села в Латвийской ССР”.
В 50-х годах Болгария перестраивала импортные радиоприемники на фиксированные частоты радио Софии. C 1958 года до конца 80-х в Советском Союзе для внутреннего рынка производили радиоприемники без КВ диапазонов 13, 16 и 19 метров, потому что на них было труднее создать надежные радиопомехи. Несколько моделей приемников с дефицитными волнами (например, рижские "VEF-206") поставлялись в основном на экспорт. Все таки желающие находили умельцев, которые недорого переcтраивали диапазонные планки на недостающие частоты. Не удивительно, что “антисоветская радиопропаганда” вызывала большую озабоченность руководства страны. Лидеры партии и правительства К. Черненко и Н. Тихонов 24.02.1984 г. подписали совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров “О частном изменении пункта 5 постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 11.02.1983 г. № 142-62. Цитируем: “(…) принять предложение Госплана СССР, Министерства промышленности средств связи, Министерства радиопромышленности и Министерства торговли СССР о перенесении на XII пятилетку срока реализации задания по прекращению выпуска массовых вещательных радиоприемников с диапазоном коротких волн. Госплану СССР предусмотреть выполнение этого задания при формировании Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы”. Выполнение данного решения было сорвано в связи с новой политики “гласности”.
Во время Московского путча в августе 1991 года из военной части вблизи Вильнюса велось радиоподавление I-ой программы Литовского радио. В Москве военные глушили СВ р/с "Дома Советов" (19-21.08.1991 г. и 20.09-4.10.1993 г.). В 1954-1960 г. СВ передатчик в Вильнюсе по окончании радиовещательной программы ночами перестраивали на промежуточную частоту радиоприемников (465 кГц), чтобы блокировать не только западные голоса, но и вообще парализовать прием во всех диапазонах. В 1975 году ЦК КП Литвы обсуждал возможность организовать постановку помех на 5-ом канале польского телевидения, передачи которого через новый ретранслятор в г. Сувалки хорошо принимались в южной и западной Литве. Возмущение местных властей вызвали кинофильмы капиталистических стран, содержание которых явно переступало границы того, что было дозволено советскому телезрителю. Все-таки на глушение телевидения соседней дружественной страны не решились, но по пятницам и субботам до двух часов ночи продлили передачи республиканского телевидения, чтобы отвлечь внимание зрителей от "сомнительных" фильмов. Программу "для тех, кто не спит" много лет показывало Белорусское телевидение. В обоих случаях ночную программу транслировали только через передатчики, находящиеся в западной части Литвы и Белоруссии.В 1989 г. в Гродно (западная Белоруссия) начали строительство станции для подавления передач Польского телевидения, однако к концу работв 1991 г. объект перепрофилировали на вещательную КВ р/с. Ночную ТВ программу показывали и для районов западной Украины.
Два примера глушения телевидения. Программу американской телестанции "ТVMarti", которая выходит в эфир через дирижабль на юге Флориды, давно глушит Куба. Турция из военной базы возле города Синоп на севере страны на частоте транспондера излучалавидео- и звуковые помехи в направлении искусственного спутника Земли, через который на Европу и Ближний Восток шли передачи курдской телестанции "МedTV" из Лондона. 

Техника

В Советском Союзе применялись РПП двух типов:
(1) Мощные КВ радиоцентры с направленными антеннами для действия посредством отраженной от ионосферы волны на расстоянии от 500 до 3500 км (это длина одного скачка радиосигнала в зависимости от рабочей частоты, времени суток, характеристик антенны, сезона года и уровня солнечной активности). Их назначение -покрыть населенные пункты и сельскую местность на больших площадях, где нет местных РПП. На объектах "800-ой" и "900-ой" серий устанавливали в среднем по 10 передатчиков мощностью от 100 до 1000 киловатт. Если уровня помехи в каком-либо районе не хватало, включали дополнительные передатчики в нескольких радиоцентрах. Ниже приводим перечень типов вещательных и связных передатчиков советского производства на мощных РПП:
"ПКВ-20"          20 кВт
"КВ-50", "Cнег"            50 кВт
"Пурга"            80 кВт
"Снег-М", "ПКВ-100"    100 кВт
"КВМ-120"       120 кВт
"ПКВ-200"        200 кВт
"ПКВ-250"        250 кВт 
"ПКВ-500"        500 кВт 
"ПКВ-1000","Буран"     1000кВт 
Как видим, в 70-х и 80-х годах Советский Союз производил вещательные КВ передатчики мощностью 500 кВт и 1000 кВт(типы "ПКВ-500", "Буран", "ПКВ-1000", сдвоенные "ПКВ-500"). Интересно отметить, что 500-киловаттники нашли место и в объектах дальнего радиоподавления № № 800, 808, 810, 811, 840, 850. Этот факт ставит под сомнение точность воспоминаний, согласно которым, якобы глушили только с мощностями до 120 кВт. 
В конце 70-х годов для дальнего иновещания и радиоподавления испытали сверхмощную КВ антенну. Ее подвесили на 13-ти башнях, расставленных параболой. Антенна сжимала главный лепесток диаграммы до ширины 5-10° и усиливала сигнал на 38 дБ. Место эксперимента - РПП дальнего действия № 810в Копанах неподалеку от украинского города Николаева. К спецантенне подключили 7 передатчиков и их общую мощность постепенно увеличивали до 3000 кВт. Максимальная излучаемая мощность достигла почти 19 миллионов кВт. Контрольный прием и измерения сигнала провели в Вашингтоне. Эксперимент не удался: уже при мощности 2000 кВт уровень приема в Америке начал слабеть, а при 3000 кВт - исчез. Оказалось, что сверхмощный сигнал прорвал ионосферу и ушел в космос. А если бы не ушел? Западным р/с вскоре пришлось бы бороться с помехами огромной интенсивности. 
Эксперимент со сверхмощным КВ излучением также мог быть проведен и с целью разработки систем загоризонтной радиолокации раннего обнаружения запусков баллистических ракет, для исследований вторичного генерирования в ионосфере сверхнизких частот для связи с погруженными подводными лодками. Достаточно вспомнить позднее притворенные в жизнь проекты: советский загоризонтный КВ радиолокатор, из-за создаваемых им помех прозванный "Дятлом", стратегическую р/с ВМФ "Зевс" (82 Гц) на Кольском полуострове и ее американские аналоги в штатах Мичиган и Висконсин (76 Гц), систему зенитного КВ излучения HAARP на Аляске. 
После эксперимента антенну реконструировали, снизив ее усиление от 38 до 29 дБ, расширив рабочую полосу от 3 до 16,5 МГц и главный лепесток направленности от 5-10° до 30°. В Советском Союзе были и другие сверхмощные КВ установки - например, сибирский радиоцентр г. Ангарска работал с мощностью до 2000 кВт. Там в состав каждого из передатчиков "РВ-707" и "РВ-713" входили четыре 500-киловаттных оконечных усилителя. США похожую антенну построили, кроме упомянутого радиоцентра RFE/RL в Плая-де-Пальс (1000 кВт), на р/с Дилэйно в Калифорнии. Сверхвысокие мощности были нужны для того, чтобы передачи RFA, RFE/RL и VOA прониклисквозь китайские, вьетнамские, северо-корейские, cоветские и восточно-европейские радиопомехи.
Мощные РПП работали с ромбическими и cинфазными горизонтальными диапазонными антеннами "СГД" (конфигурации 2/4, 4/4, 4/6 и др.), состоящими из нескольких горизонтальных и вертикальных рядов диполей.
(2) Для частых случаев, когда из-за плохих условий распространения радиоволн дальние РПП не могли обеспечить желаемый результат, в городах СССР с населением свыше 100 тыс. человек строили радиоцентры малой мощности с радиусом действия до 30 км. На таких объектах "60-ой" серии устанавливали передатчики мощностью 1 кВт, "600-ой" - 5 кВт, “700-ой” - 20 кВт, до 20-25 передатчиков на радиоцентр.Основной тип антенны - широкополосный проволочный диапазонный вибратор "ВГД" или “ВГДШ” (шунтовый) кругового излучения, вертикальный или наклонный. На верхушке стандартной металлической башни городской РПП монтировали четыре "рога" - жесткие антенны, смонтированные под углом 45° к горизонту. Из-за небольших размеров они оправдали себя только на высших КВ диапазонах 13, 16 и 19 метров. Городские объекты состояли из передающего центра и отдельно размещенного ККП. Вот некоторые типы передатчиков таких РПП:
  • "Снежинка", "Береза" - 1 кВт
  • "КВ-5", "Вяз-2М", "ПКМ-5" - 5 кВт
Иногда на объектах больших городов ставили передатчики мощностью 10-20 кВт ("Mолния-2;-3" - 12...16 кВт; "ПКВ-20" - 20 кВт). Например, в Балашихе Московской области было пятнадцать 20-киловаттных передатчиков в дополнение к объекту на Октябрьском Поле с пятнадцатью 5-киловаттниками и другим столичным РПП. Московский ККП размещался на Таганке.
В Литве с населением 3,5 млн. человек имелось 60 передатчиков на 5-ти РПП, в Белоруссии (10 млн.) - 90 передатчиков, на Украине - более 300 передатчиков. В 1986 году в СССР работало 13 мощных РПП дальнего действия (около 130 передатчиков) и местные городские станции глушения в 81 городе (?1300 передатчиков). Суммарная мощность радиосети глушения составляла порядка 40 тыс. кВт. В сентябре 1986 г. Е. Лигачев и В. Чебриков писали в ЦК КПСС, что “дальней защитой обеспечивается глушение передач примерно на 30 процентах территории Советского Союза” (…) Многие внутренние районы страны радиозащитой не прикрыты, а эффективность глушения в ряде крупных городов центра России, Прибалтийских и Закавказских республиках существенно ниже, чем в среднем по стране”. Дело в том, что в отдельные часы суток приходилось одновременно подавлять до 8-ми станций на 35-40 частотах с общей мощностью их передатчиков до 10 тыс. кВт. Даже перевес по мощности в 4 раза не позволял обеспечить 100-процентное “прикрытие”.
Комитеты по телевидению и радиовещанию платили передающим центрам за трансляцию программ. "Тарифные доходы" предприятий связи включали определенную прибыль, из которой покрывались и расходы на радиоподавление. Иначе говоря, радиоцензура, как деятельность особой важности, подлежала кросс-финансированию. Существовали два понятия стоимости трансляционных услуг. "Цена продукции" за 1 час покрывала себестоимость эксплуатации средств связи, но была ниже тарифа их аренды клиентам от 10% (передатчики мощностью 500?1000кВт)до 70% (5 кВт). Надо подчеркнуть, что никакие клиенты не платили за радиоподавление, поэтому его стоимость наиболее точно отражает понятие "объем продукции в денежном исчислении". Анализ экономических показателей Литовского республиканского радио-телевизионного передающего центра (РРТПЦ) за 1971-1988 г. показывает, что годовой объем продукции 5-ти РПП составлял около 1,3 млн.рублей. Общая мощность 60-ти передатчиков спецназначения в Литве была 230 кВт, или около 1,7% от суммарной мощности всесоюзной сети. Пропорционально, годовые эксплуатационные расходы на радиозащиту по Союзу составляли не менее 80 миллионов рублей, а с капитальным строительством и обновлением парка передатчиков - до 150-200 млн. руб. В западной печати приводились цифры 0,4?1,2 миллиарда долларов в год.
Наряду с другими структурными подразделениями РРТПЦ, "станции радиосвязи" принимали участие в "социалистическом соревновании", их деятельность оценивалась по таким показателямкак выполнение плана продукции, рост производительности труда, снижение себестоимости, уровень коэффициента качества, наличие жалоб. Интересно, что в 1988 году планы по объему продукции, включая IV квартал, были выполнены на 112%, и это несмотря на то, что радиоподавление в декабре уже не велось. 
Функции ККП (другое служебное название - "приемная р/с"): нахождение частот, где прослушиваются подлежащие глушению программы; указания дежурной смене РПП настроить передатчики на нужные частоты; подача по проводной линии связи в РППзвука принимаемой р/с для точной настройки передатчика (необходимость в этом отпала, как только начали работать с передатчиками типа "Вяз" ссинтезаторным набором частоты); подбор звукового сигнала помехи и его подача на передатчики через линии связи; дистанционное включение и выключение передатчиков; обеспечение работы передатчиков РПП на сетке частот и по расписанию, полученных (по радиотелеграфу или телетайпу) от московского центра, составление для него рапортов о приеме работы других РПП; проведение сеансов радиосвязи по линии гражданской обороны.Кроме того, ККП РПП были обязаны выявлять пиратские р/с, число которых значительно возросло в 60-е годы, особенно на Украине и в Казахстане. На основании совместного приказа министерств Связи, Внутренних дел, КГБ и ЦК ДОСААФ от 10.07.1970 г. “О мерах по усилению борьбы с незаконным использованием радиопередатчиков” зам. министра связи В. Шамшин в письме от 15.07.1970 г. указал: “Прослушивание эфира на территории области, края, республики с целью выявления незаконных радиопередач возложить на существующие контрольно-корректировочные пункты особой службы, докомплектовав их состав из расчета организации дополнительно одного рабочего места”.
Штатное оборудование ККП: 3-4 радиоприемных устройства (в разное время - "Крот", "Р-250", "Катран", "Р-399" и др.) с панорамным индикатором; источники помехи: генератор мешающего действия (ГМД), линия радиопрограммы "Маяк", аппараты подачи сигналов вещания (АПСВ) и магнитофоны для воспроизведения речеподобного сигнала; радиоприемник и телетайп для получения указаний из Москвы. На крыше здания ККП или рядом с ним между мачтами высотой 10-20 м натягивалиширокополосный диполь "ВГДШ". Работа на ККП велась в 3-4 смены, штат - 2-3 человека. Дежурные операторы наблюдали каждый за своей частью радиоспектра и управляли группой ("стволом") передатчиков. Для принятия расписания из московского центрального поста организации связи (ЦПОС) пользовались таблицами шифровальных блокнотов. Был установлен приоритет радиоцелей, где первое место занимала "Свобода". 
Функции передающего центра: настройка передатчиков на частоты, указанные из ККП, стабильная работа по заданным параметрам, коммутация антенн, профилактическое обслуживание аппаратуры, а также эксплуатация вещательных и связных передатчиков, если таковы были размещены на РПП (например, на вильнюсском“Объекте № 600” 5-киловаттный “Вяз-2”в диапазоне 49 м транслировали пятую литературно-художественную программу Всесоюзного радио). В 70-е годы месячная зарплата электромонтеров РПП составляла около 110 руб., электромехаников - около 150 руб. У передатчиков обычно работали мужчины, а на ККП - женщины. В результате усовершенствования передатчиков состав смены передающих цехов уменьшился с 4 до 2 человек.
Как правило, комитеты по телевидению и радиовещанию имели свои службы радиоперехвата. Еще 17 января 1957 г. ЦК КП Литвы приняло постановление “О записи зарубежных радиопередач на литовском языке”. Сигналы иностранных р/с перехватывали на приемном радиоцентре возле пос. Нямежис при помощи остронаправленной КВ антенны типа “БС-2”. Звук по линии связи подавали в спец. аппаратную магнитной записи Радиокомитета. Cодержание передач распечатывали на бумаге и в виде бюллетеня рассылали ограниченному кругу абонентов. Через 10 лет после окончания постановки помех, в 1998 году, бывшая Главная редакция радиоперехватов всесоюзного радио в новом качестве информационного агентства "Эфир-дайджест" предлагала СМИ солидный пакет эфирных сводок.
 Ниже приводим подлежащий дополнению список РПП дальнего действия. Как известно, в 1986 г. их было 13. Дано общее количество передатчиков на одном или нескольких радиоцентрах возле названного городов; для радиоподавления применяли только часть передатчиков, расположенных на отдельной р/с:
  • № 800 Краснодар (Тбилисская) - 12 передатчиков, 120?500 кВт
  • № 808 Ереван (Камо) - 9 передатчиков, 50?500 кВт
  • № 810 Николаев (Копани) - 5 передатчиков, 500 кВт 
  • № 811 Львов (Красне) - 4 передатчика, 200?500 кВт
  • № 840 Алма-Ата (Каратурук) - 10 передатчиков, 50?500 кВт
  • № 850 Григориуполь (Маяк) - 5 передатчиков, 500 кВт 
  • № 903 Советск (Большаково) - 9 передатчиков, 80 кВт
  • № ? Саранск (Ковылькино) - 5 передатчиков, 60?80 кВт
  • № ? Новосибирск - 19 передатчиков, 50?500 кВт
  • № ?  Ташкент - 12 передатчиков, 50?120 кВт
  • № ?  Хабаровск - 16 передатчиков, 50?240 кВт
  • № ?  ?
  • № ?  ?
Для создания достаточно высокого уровня помех было предусмотрено включение передатчиков и на радиопредприятиях других городов. Имелся большой резерв: во второй половине 80-х в СССР работали 64 радиоцентра с 327 КВ передатчиками мощностью: 50-120 кВт - 260 ед., 250 кВт - 35 ед., 500-1000 кВт - 32 ед.
Расскажем подробнее о тактико-технических характеристиках РПП № 903 в составе радиоцентра Большаково Калининградской обл., введенного в строй в 1975 г. На данной РПП дальнего радиоподавленияустановили 9 связных передатчиков "Пурга" производства Красноярского радиозавода. Их мощность в зависимости от режима - от 60 до 80 кВт. Антенны: "СГДП" - 9 ед. (на одну возможно сложение всех передатчиков), "СГДП 1/4" - 2 ед. (сложение до 4-х передатчиков), ромбические "РГЛ" - 14 ед., "ВГДШ" - 2 ед. Азимуты антенн: 70° и 83° - на Литву и РСФСР, 118° - на Белоруссию, Украину, Кавказ; 205° - на Польшу и Чехословакию; 245° - на ГДР. В 1989 г. РПП поменяла профессию и была загружена трансляциями "Радио России" на немецком (245°), польском (205°),французском (245° - на Западную Африку) языках и программой "Маяка" (83° и 118°). На отдельных частотах работала с мощностями 60 и 120 кВт. 
Дадим конкретный пример оснащения радиовещательных центров техникой постановки помех. Литовская р/с Cиткунай (“Объект № 98”) была укомплектована спецприбором "Зенит-2" - модулятором для работы на СВ через передатчик “Вихрь” (РВ-120, 500 кВт). Получив указание из Москвы через ККП каунасского “Объекта № 603”, дежурная смена была обязана перестроить передатчик на частоту радиоподавления. Это разрешалось только во время ночного перерыва трансляции I программы Литовского радио в 01:00-05:00. Подать модуляцию могли либо с прибора "Зенит-2" со встроенным ГМД, либо из ККП - программу "Маяка" или речеподобный сигнал.
Оперативный переход в режим постановки помех был предусмотрен и для двух 50-киловаттных КВ передатчиков типа "КВ-50" ("РВ-170" и "РВ-180") во время, свободное от трансляции программ Московского радио на Африку (азимут антенн 180°) и на Западную Европу (259°). В этом случае должны были реверсировать антенну с 259° на 79° в направлении центральной части России и Казахстана. Антенны типа "СГД" позволяли работать в диапазонах от 16 до 49 метров. 
6 ноября 1954 г. зам. уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР Стрелков писал в ЦК КП Литвы тов. Нюньке: “За последнее время усилилась антисоветская пропаганда по радио на средних волнах (частота 1195 кГц, языки: литовский, русский, польский, украинский и латышский), которые особенно прослушиваются в часы 18:00-22:00. Имеющихся специальных средств для борьбы с антисоветским вещанием на частоте 1195 кГц недостаточно, для этой цели в гор. Вильнюс может быть использован средневолновый передатчик РВ-92, который в это время передает программу комитета Радиоинформации Литовской ССР. Прошу Вашего разрешения о использовании радиовещательной станции РВ-92 ежедневно с 18 до 22 часов и снятии программы комитета Радиоинформации в эти же часы”. В просьбе было отказано. На письме поставлена резолюция: “Вопрос решен. Забивать другими средствами”.
В начале 60-х на вильнюсской р/с (Виршулишкес) установили 10-киловаттный связной передатчик "Ураган" промежуточного диапазона (1-3 МГц), снятый с военного корабля. Он позволил глушить СВ трансляции BBC, VOA и радио Тираны. В 1965 г. передатчик модернизировали для трансляции программы "Маяк" на частоте 1430 кГц, но и после этого по требованию ККП его ежедневно перестраивали на частоту 1394 кГц для получасовых сеансов подавления радио Тираны. В 1973 г. функцию СВ глушения перенял “Объект № 600”. Четыре 5-киловаттных связных КВ передатчика "КВ-5" и "Вяз" р/с Виршулишкес работали по заказу республиканского центрального телеграфа (90% времени), штаба гражданской обороны и только до 10 часов в месяц - в режиме постановки помех, когда на “600-ом” не хватало мощностей. Связь проводили с ромбической и дипольными, глушили - с дипольными антеннами "ВГДШ".
Технический уровень сети радиоподавления был не на высоте. В 1975 г. ведомственная газетка "Кауно радистас" писала, что на “Объекте № 603” не хватает цоколей радиоламп ГУ-50, монтажного провода, измерительных приборов. Передатчики "КВ-5" почти четверть века идут без кап. ремонта, физически и морально устарели, часто ломаются, да и антенны нужно менять из-за многократных срывов проводов. Согласование с диполями "ВГДШ" давалось с трудом, вместо 5 кВт выжимали половину, а то и меньше. Даже в пределах города не хватало уровня помехи. На незакрытые частоты приходилось ставить по два передатчика. Вспоминаются случаи, когда во время перегона видеоинформации из Каунаса в Москву “Объект № 603” давал наводку на аппаратуру союзной радиорелейной линии. Чтобы обеспечить качество телевизионной трансляции, приходилось временно отключать передатчики РПП. В 1958 г. здесь пришлось выключить передатчики глушения в диапазоне 13 метров, потому что их 3-я гармоника наводила помеху на слабый сигнал изображения Вильнюсской телестанции (в то время ретранслятора в Каунасе еще не было). 
Личный состав ККП и радиостанции боялся “халтурить” потому, что КГБ следил за чистотой эфира. Перед приемом на работу комитет госбезопасности два месяца проверял "идейно-политическую надежность" новичков. Однажды через пару лет после поступления на работу вдруг выяснилось, что родители электромеханика после войны были сосланы в Сибирь. Человека перевели в другой цех. Персонал “603-его” и ККП имел допуск (уровень секретности) третьей степени. Все знали, что среди сослуживцев есть стукачи, следящие за политической надежностью коллег. Раздражение у КГБ и партийных органов постоянно вызывали “дыры в эфире”. Особенно плохо дела обстояли подальше от РПП, в сельской местности. Во времена Ю. Андропова в Литве заговорили о строительстве двух новых РПП в Вильнюсском районе (на замену устаревшему объекту в центре города) и в Паневежисе. Успели соорудить только последний. Несмотря на упущения, в целом эффективность советской системы радиоподавления была достаточно высокая. По данным мониторинга западных экспертов, в июле-октябре 1981 г. слышимость р/с на территории СССР была такова (%):
  • RFE/RL: xорошая - 1, средняя -  6, плохая - 20, не слышно - 73;
  • VOA: xорошая - 3, средняя - 31, плохая - 45, не слышно - 22;
  • BBC: xорошая - 1, средняя - 14, плохая - 27, не слышно - 58;
  • DW: xорошая - 4, средняя - 29, плохая - 20, не слышно - 47.
Как видно, слышимость в половине случаев была нейтрализована, в 1/4 - плохая и только в 1/5 - удовлетворительная. В соцстранах дела обстояли лучше. Данные 1977 г. о величине аудитории RFE/RL (страна, % регулярных слушателей от взрослого населения, наличие и характер помех):
  • Румыния:  57 (без помех)
  • Венгрия: 49 (слабые помехи от одной украинской РПП)
  • Польша: 46 (помехи из СССР, кроме диапазона13 м)
  • Чехословакия: 34 (мощное глушение внутри страны и из СССР)
  • Болгария: 24 (мощное глушение внутри страны и из СССР)
Общей сетью дальнего радиоподавления СССР, Чехословакии и Болгарии управлял московский центр. На основе прослушивания эфира он составлял расписания для отдельных радиостанций. Звуковой сигнал на передатчики поступал из местных ККП. Центр имел право мобилизировать для радиоподавления вещательные передатчики. Организационная структура управления сетью станций радиозащиты менялась. В административном плане объекты подчинялись союзному узлу радиовещания (СУР), позднее - производственным объединениям радиовещания (ПОР). РПП входили в состав предприятий, подведомственных министерствам связи союзных республик. Оперативное руководство осуществлялось из Центрального пункта организации связи (ЦПОС) Второго главного радиоуправления Минсвязи.
До начала 60-х годов применяли выборочное радиоподавление: помехи включали только на определенные промежутки времени, иногда лишь по 1-2 минуты несколько раз в час, в зависимости от содержания текущей передачи. Москва круглосуточно слушала эфир и отдавала оперативные указания для РПП по телетайпу и КВ радиоканалам (эфирный маркер "У"). В командах указывались частоты и продолжительность сеанса постановки помех. По данным американской радиомониторной службы в Хельсинки, СССР выборочно глушил передачи VOA на русском и украинском языкахс 16 апреля 1957 г. по 18 июня 1963 г. Такой сложный, трудоемкий метод не оправдал себя и от него отказались, когда Советский Союз впервые временно снял помехи с программ BBC, DW и VOA на языках народов СССР и стран Балтии. C той поры программы определенных зарубежных станций глушили на протяжении всего времени их работы в эфире и на всех частотах. 
В зависимости от степени "враждебности" передач, cтанции, вещавшие на СССР, подразделялись на три категории:
Радио "Свобода", "Голос Израиля" и радио Тираны глушили электронным шумом ГМД, с 1976 г. - речеподобным сигналом. Звуковой сигнал ГМД состоял из шума I генератора (135 Гц), колебающегося на частоте II генератора (3 Гц), плюс шум III генератора (320 Гц), колебающегося на частоте IV генератора(5 Гц);
BBC, DW,VOA, радио Китая и радио Кореи: сначала их глушили электронным шумом, а с 3 августа 1964 г. - текущей музыкально-информационной программой "Маяка". Передатчики работали в режиме узкополосной частотной телефонии F3, преимущество которого -широкая (16 кГц) полоса, высокий уровень модуляции и искаженный звук “Маяка” на бытовых приемниках; 
Р/с Швеции, Канады, Югославии, Франции, Египта, Италии и прочие, частоты которых не накрывались.
В 1976 году ГМД заменили на речеподобный сигнал, смонтированный из очень коротких (?0,1 cек.) повторяющихся фрагментов мужского и женского голоса дикторов всесоюзного радио. Сигнал записывали на магнитные пленки в Ленинграде и рассылали всем ККП. Так как ленты быстро изнашивались, вместо катушечных магнитофонов "Тембр" внедрили более надежное устройство - "АПСВ". В этом гибриде электрофона и магнитофона по спиральной дорожке резинового диска скользили две магнитные головки на тонармах. Прибор мог воспроизводить и записывать. Речеподобный сигнал был лучше монотонного шума ГМД тем, что психологически сильнее раздражал слушателей. Его невозможно отфильтровать, потому что помеха -голос человека- совпадала сречевым сигналомподавляемой станции. Сотрудникинститута общественных наук при ЦК КПСС В. Ярошенко предложил использовать в качестве помехи программу накрываемой радиостанции с задержкой звука на пару секунд. Минсвязи отвергло идею, опасаясь, что будет сложно принять программу корреспондента. Более того, сильная помеха преподнесет слушателям “вражескую” программу.
Дважды в минуту шум ГМД и речеподобный сигнал прерывался позывным, составленным из двух букв азбуки Морзе. Каждой городской РПП был присвоен индивидуальный позывной. До конца 60-х позывные меняли в полночь по московскому времени с 4 на 5 и с 19 на 20 число. Это начали делать после того, как узнали о существовании американского комитета ТЕАC (Technical Evaluation Advisory Committee) из представителей RFE, RL,VOA и ЦРУ. Комитет составил карту сети радиоподавления Советского Союза и соцстран. Западные радиомониторные службы зафиксировали более 500 позывных. В 70-е позывные стали менять редко. Вильнюсский “Объект № 600” между 1976 и 1988 г. тоько однажды поменял позывной с "БЛ" на "ЛМ". Позывные были нужны для опознания работы отдельных РПП. Операторы ККП докладывали московскому ЦПОС о приеме сигналов РПП других городов. Например, Вильнюс мог зафиксировать позывной, по которому Москва определяла, что какой-нибудь украинский объект вовремя не сошел с частоты радио "Свобода" и cоздал помехи "Родине". Это означало неприятности для смены провинившегося ККП. 
Радиовещательным передатчикам присваивали позывные из серии "РВ" (в эфир они не передавались). Например, "РВ-848" был 200-киловаттный КВ передатчик типа "Снег-М" радиоцентра Поповка Ленинградской области. (Напомним, что отсюда в 1971-1988 г. вели радиоподавление польских передач RFE со позывным "1Г"). После снятия помех многим передатчикам бывших РПП присвоили "гражданские" позывные. Так, "РВ-1291" обозначил 80-киловаттную "Пургу" на “Объекте № 903” р/с Большаково вКалининградской области. Что касается позывных мощных "восьмисотых" радиоцентров, то есть два варианта: либо им давали общий для всех передатчиков позывной, либо - по отдельному для каждого передатчика. Позывные поступали на передатчики от электромеханических устройств. Крутящийся от электромотора диск с вырезами дважды в минуту замыкал контакты, прерывая шум ГМД (или речеподобный сигнал) и вставляя тон генератора двухбуквенного позывного. Такие устаревшие "машинки" потом заменили на более совершенные изделия с фотоэлементами. 
До наступления времен спутниковой связи VOA посылал программы в ретрансляторы по КВ радиорелейным линиям (РРЛ) через узловой радиоцентр Гринвилл в Северной Каролине. Передачи русской службы VOA выходили в эфир через р/с Вуфертон(Великобритания), Мюнхен-Исманинг (Германия), Kaвала (Греция) и Taнжер (Марокко). В Гринвилле шесть 50-киловаттных связных передатчиков работало в режиме двух независимых боковых полос с подавленной несущей.Что касается вопроса, ставил ли СССР помехи на КВ радиорелейные линии, то мнения экспертов противоречивы. До 1975 г. для РРЛ VOAбыли характерны часто возникавшие шумы и обрывы, будь-то от искусственных помех или из-за слабого прохождения радиоволн над Атлантикой во время возмущений ионосферы. Русская служба VOA записывала концерты попмузыки на виниловые пластинки и рассылала их по ретрансляторам, чтобы адресаты в СССР могли слушать музыку без треска межконтинентальной РРЛ. 
Первые признаки смягчения радиоцензуры появились в июне 1986 года, когда работавший "на экспорт" советский журналист Владимир Познер в одной из телепередач США заявил: "Глушение было контрпродуктивным". В конце того же года на встрече в Исландии МихаилГорбачев предложил Рональду Рейгану нечто вроде обмена. Пусть коммерческие станции США начнут ретранслировать Московское радио на английском языке, а в ответ СССР снимет помехи с VOA (но не с RFE/RL). Идею пытались развить Александр Яковлев и Чарльз Уик, но у них ничего не вышло. 
Еще раз вернемся к письму в ЦК КПСС Е. Лигачева и В. Чебрикова от 5 сентября 1986 г.: “Передачи неправительственных радиостанций “Радио Свобода”, “Свободная Европа”, а также радиостанций “Немецкая волна” и “Голос Израиля” имеют откровенно антисоветский характер и изобилуют злобной клеветой на советскую действительность. Радиостанции же “Голос Америки” и “Би-Би-Си” подают свои материалы, как правило, тенденциозно, с антисоветских позиций, стараясь при этом придерживаться объективистского подхода к освещению событий и фактов международной жизни, политики, экономики и культуры. Пропагандистские материалы радиостанций “Радио Пекин” и “Радио Корея” недружественны по отношению к СССР, но мало убедительны, а подача их осуществляется предвзято и примитивно”. Далее, ссылаясь на “проделанную значительную работу по расширению гласности” после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, рекомендуется прекратить глушение “Голоса Америки”, “Би-Би-Си”, “Радио Пекина” и “Радио Кореи”, а “высвобождающиеся при этом технические средства использовать для более качественного и надежного глушения радиостанций “Радио Свобода”, “Свободная Европа”, “Немецкая волна” и “Голос Израиля”. Представляется также целесообразным часть технических средств использовать для расширения советского вещания на капиталистические страны”.
Надо отдать должное М. Горбачеву, который на этом не остановился. Генсек понимал, что политика гласности не вяжется с цензурой, и в ноябре 1988 г. добился решения Политбюро ЦК КПСС о полном снятии радиопомех. 8 декабря 1988 г. Помехи покинули BBC 21 января 1987 г., VOA - 23 мая 1987 г. М. Горбачев на пленарном заседании ООН в Нью-Йорке заявил:"В контексте хельсинкского процесса рассматриваем и снятие помех для передач всех иностранных р/с, вещающих на Советский Союз". На тот момент деятельность советских РПП была полностью свернута уже 9 дней - в полночь по московскому времени с 29 на 30 ноября 1988 года. Правда, приказ министра связи СССР № 38с "О прекращении с 30 ноября 1988 года глушения зарубежных р/с, ведущих вещание на Советский Союз" был подписан только 19 декабря - т. е., спустя 11 дней после выступления М. Горбачева и 20 дней после фактической остановки работы РПП. После этого были случаи применения "техники близкого прилегания" - вещания на частотах "Свобода" или по соседству.
С 1989 года некоторые передатчики бывших РПП арендованы для BBC, DW, RFE/RL и VOA. Часть радиосредств постановки помех до сих пор содержится в рабочем состоянии и в случае необходимости может быть возвращена к выполнению изначальных функций. .
По сообщению "Фонда защиты гласности", московское издательство"Палея" в ноябре 1997 г. направила на радио "Свобода" ультиматум: если она не перестанет "оскорблять национальное достоинство народов России", то "Палея" начнет выборочное глушение в Москве и Санкт-Петербурге. В том же году американский ученый Джэми Метцл предложил создать мобильную службу радиоподавления при ООН. По мнению автора идеи, массовые убийства и зверства, совершенные в отношении руандийского народа тутси, подстрекались радиоголосом воинствующих хуту. Жертв было бы гораздо меньше, если бы международная общественность своевременно нейтрализовала подрывную станцию. В октябре 2002 г. президент России В. Путин отменил указ президента Б. Ельцина от 1991 г., гарантировавший для радио "Свобода" предоставление "необходимых каналов связи". Декрет В. Путина создал юридические предпосылки для упразнения лицензий ретрансляторам русской службы RFE/RL в России.
В 1997 году мы обратились к заместителю председателя Государственного комитета по связи и информатизации Российской Федерации А. Батюшкину c просьбой рекомендовать экспертов по теме радиоподавления. К сожалению, таковых найти не удалось. Ответное письмо от 8 октября 1997 г. завершается словами: "B связи с принятием правительственных решений, работы по "радиоглушению" в 1988-1989 г. были закончены, объекты перепрофилированы, эксплуатационно-техническая и нормативная документация уничтожены, оборудование списано".
Пытался ли кто нибудь в Советском Союзе протестовать против ограничений доступа к потоку международной радиоинформации? Ответа на этот вопрос следует искать в материалах Самиздата. При наличии эфирных помех советские граждане могли писать жалобы в инспекции электросвязи по месту жительства. Однако 5-ый пункт "Инструкции о порядке приема и рассмотрения заявлений на индустриальные помехи радиоприему" гласил, что "по заявлениям на помехи приему радиовещания в ДВ, СВ и КВ диапазонах меры по устранению помех принимаются в случае неудовлетворительного приема только тех р/с, которые предназначены для обеспечения вещанием зоны, в которую входит данная область (край, республика)". Конечно, передачи западных станций и были предназначены для "обеспечения вещанием" большей части территории СССР, но жалобы на помехи зарубежным голосов означали неприятности для их авторов, в какой "зоне" они бы не жили.
Некоторые сокращения:
  • BBC - British Broadcasting Corporation
  • DW - Deutsche Welle
  • IBB - International Broadcasting Bureau [USA]
  • RCI - Radio Canada International
  • RFA - Radio Free Asia [USA]
  • RFE, RL, RFE/RL - Radio Free Europe/Radio Liberty [USA]
  • RIAS - Radio in the American Sector
  • VOA - Voice of America 
  • АМ - амплитудная модуляция
  • АПСВ - аппарат подачи сигналов вещания
  • ВГДШ - вибратор горизонтальный диапазонный шунтовый 
  • ГМД - генератор мешающего действия
  • ДВ - длинные волны
  • КВ - короткие волны
  • ККП - контрольно-корректировочный пункт
  • ОП - однополосная модуляция
  • ПКВ - передатчик коротковолновый радиовещательный
  • ПКМ - передатчик коротковолновый магистральной связи
  • РВ - радиовещательный
  • РПП - р/с постановки помех
  • РПУ - радиоприемное устройство
  • РРЛ - радиорелейная линия
  • р/с - радиостанция
  • СВ - средние волны
  • СГД - синфазная горизонтальная диапазонная антенна
  • УКВ - ультракороткие волны
  • ЦПОС - центральный пункт организации связи
  • ЦРУ - центральное разведывательное управление CША
Просьба к читателям 
Отзывы о книжке "Радиоцензура" и дополнительные сведения о технологии и истории искусственных радиопомех просим посылать по электронной почте <riplei@takas.lt>. 
Почтовый адрес: Р. Плейкис, "Радио Балтийские Волны", п/я 3245, LT-2013,Вильнюс, Литва. 
Телефон +370-699-05074; Факс +370-5-2652532. 
Информация в интернете: http://radiocenzura.tripod.com 

Об авторе

  
Римантас Плейкис, 1957 г. рожд., по образованию - радиожурналист. Преподавал на кафедре журналистики Вильнюсского государственного университета, был внештатным автором службы иновещания Литовского радио. В 1989 г. учредил первую независимую р/с "М-1". Был главным редактором коммерческой р/с "Radiocentras". Депутат парламента Литвы в 1996-2000 г., министр связи в 1996-1998 г., член парламентского комитета национальной безопасности и обороны. Координатор проекта "Радио Балтийские Волны". 
Написанию "Радиоцензуры" способствовали следующие авторы, консультанты и помощники, которых автор сердечно благодарит:
Сергей Алексейчик, Анатолий Батюшкин, Владимир Булгак, Александр Варбанский, Сергей Воителев, Константин Гусев, Сергей Дубавец, Владимир Журин, Юрий Зубарев, Анатолий Клепов, Cергей Кондратьев, Наталья Крестьянинова, Андрей Лебедь, Олег Максименко, Иван Мащенко, Дмитрий Мезин, Павел Михайлов, Владимир Орлов, Алексей Осипов, Б. Пипия, Игорь Померанцев, Сергей Соседкин, Иван Толстой, Сергей Шупа, Ядвига Яцевич;
Olle Alm, Jacques d'Avignon, Juozapas R. Baguauskas, Josef Baran, Rachel Baughn, Kostas Birulis, Ary Boender, Jaroslev Bohic, W. Botsch, Ramutis Brajijkis, Vytautas Butrimas, Paige Chia, Jonas Jepas, Egidija Dargien, W. Edwards, Perry W. Esten, Jonathan Eyal, Janie Fritzman, Hans Gemeinert, Phil Goodwin, Victor Goonetilleke, I. Hallas, Gregory Hand, Marek Henzler, George Jacobs, Hermann Jaeger, Andrzej Janeczek, Stanislaw Jedrzejewski, H. Johnson, Laimantas Jonuys, Stasys Kairys, William Kangas,Andrzej Kita, Оlga Kopecka, J?zef Kozel, Marcin Kryl, Harald Kuhl, Vjinj Lehtoranta, Stanley Leinwoll, Petras Le?kevi?ius,Vytautas Liatukas, Zenonas Lickus, Irena Lickuvien, Kai Ludwig, Ludo Maes, Rimgaudas Markevi?ius, Simon Mason, James P. McGregor, Jamie Frederic Metzl, Michael Nelson, Nijol Mickien, Monika Mieroszewska, S. Miglinas, Petras Mikalajnas, Lynn M. Pease, Adrian M. Peterson, Mieczyslaw O. Pietruski, Arch Puddington, Kazimieras P?ras, Edmundas Ramonas, Charles M. Rush, Andy Sennit, Alvin Snyder, Mary W. Sower, Jonas Staniulis, Anicetas Stelingis, Rolandas Stirblys, Albinas ?taraitis, Gintautas Tamulis, Bernd Trutenau, Anthony Uminn, Pranas Velutis, Algirdas Vydmontas, Tadas Vyjniauskas, David Walcutt, Ralph Walter, Ben J. Wattenberg, Werkhausen, Bill Whitacre, Bnedykt Wojty?ski, James Wood, Bronislava Zabulyti, Vitalijus Zareckis, Andrzej Zielijski, Sigitas Jilionis, Egidijus jilius.













.