.

Sunday, December 2, 2012

Кому принадлежат Курилы? Часть 2.


Публикация оригинала   http://kurily.org/3/
Советский десант на Хоккайдо и южные Курилы

В российской и японской печати время от времени появляется ряд публикаций о том, что Советский Союз в августе 1945 года был близок к оккупации части острова Хоккайдо и только «отчаянное сопротивление японцев» на Курилах помешало Сталину осуществить этот план. Продолжается полемика с Японией вокруг проблемы «северных территорий». При этом многие оппоненты с российской стороны говорят: как можно возвращать Японии Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, если «в боях за эти острова пролилась кровь советских солдат».Попытаемся воссоздать фактическую сторону тех августовских событий на основе документов, предоставленных Центральным военно-морским архивом.Сталин и Трумэн15 августа 1945 года правительство Японии заявило о безоговорочной капитуляции. В этой связи в Вашингтоне был оперативно разработан Общий приказ №1 генералу Макартуру, верховному главнокомандующему союзных держав, о деталях капитуляции японских вооруженных сил. Сталин, одобрив его в основе, тем не менее, предложил внести в текст следующее изменение: кроме района сдачи японских вооруженных сил советским войскам на Курильских островах, включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам и остров Хоккайдо.В своем ответе Трумэн согласился по вопросу о Курилах. Что же касалось Хоккайдо, то американский президент отклонил предложение Сталина, сообщив, что «генералу Макартуру уже сдаются японские вооруженные силы на островах Японии: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и т. д.» Ответ американского президента по поводу Хоккайдо шокировал руководство в Кремле. 22 августа Сталин с огорчением сообщил Трумэну: «Я и мои коллеги не ожидали от Вас такого ответа».Тем временем советское командование, еще не зная позиции Вашингтона в отношении Курил и Хоккайдо, энергично приступило к реализации своих стратегических планов. Еще в ночь на 15 августа Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал А. Василевский отдал распоряжение командующему Вторым Дальневосточным фронтом генералу армии М. Пуркаеву и командующему Тихоокеанским флотом адмиралу И. Юмашеву подготовить и провести Курильскую десантную операцию, имеющую своей целью оккупировать северную часть Курильских островов. На рассвете 18 августа начались упорные кровопролитные бои на ближайшем к Камчатке острове Шумшу.Оккупация Хоккайдо отменяетсяВ этот же день Москве стало известно согласие Вашингтона в отношении советской оккупации всей Курильской гряды. Но, несмотря на негативную позицию США, ставка тщательно готовилась и к проведению десантной операции на Хоккайдо. 19 августа в 4 часа утра маршал Василевский отправил командирам фронтов и флота следующую шифрограмму: «Исходя из задач, поставленных перед советскими войсками на Дальнем Востоке, приказываю: Первому Дальневосточному фронту в период с 19 августа по 1 сентября оккупировать половину острова Хоккайдо к северу от линии, идущей от города Кусиро до города Румои, и острова южной части Курильской гряды. Для этой цели при помощи судов ТОФ и частей морского флота в период с 19 августа по 1 сентября перебросить дивизии 87-го стрелкового корпуса. В те же сроки перебазировать на Хоккайдо и Курильские острова одну истребительную и одну бомбардировочную авиационные дивизии 9-й Воздушной армии».Для более надежного обеспечения десанта на Хоккайдо и Южные Курилы главком в тот же день приказал командующему Первого ДВФ «подготовить 87-й стрелковый корпус в составе трех дивизий и высадить его: на остров Хоккайдо – две дивизии, на южную часть Курильских островов – одну дивизию». Замысел командования заключался в том, чтобы использовать Сахалин как базу для проведения планируемых десантных операций. Для этого надлежало в кратчайшие сроки освободить его южную часть от японских войск, сосредоточить в портах Маока (современное название Холмск) и Отомари (Корсаков) десантные части и боевую технику.21 августа Василевский направил в войска детально проработанный план предстоящей операции. В нем, в частности, указывалось: «Немедленно, и ни в коем случае не позднее 21 августа, приступить к погрузке 87-го СК с техвойсками. В предельно минимальные сроки сосредоточить его в южной части о. Сахалин в район порта Отомари (Корсаков) и города Тойохара (Южно-Сахалинск)». Далее: «Продолжать операции по очистке южной части Сахалина от войск противника с тем, чтобы порт Отомари и район города Тойохара занять не позднее утра 22 августа».Обращает на себя внимание тот факт, что Москва уже знала о том, что американцы не согласны с нашей оккупацией Хоккайдо. Тем не менее, Ставка продолжала перебрасывать войска для десантирования, накапливала их на Сахалине. Похоже на то, что в Кремле тщательно обдумывали, как поступить в складывающейся ситуации. Очевидно поэтому в директиве от 21 августа Василевский подчеркнул: «Срок начала операции по высадке наших войск на о. Хоккайдо и южную часть Курильских островов будет дополнительно указан Ставкой Верховного Главнокомандования».22 августа в 17-00 шифровкой №677 в адрес адмиралов Кузнецова и Юмашева Главком приказал: «1. От операции по десантированию наших войск с острова Сахалин на остров Хоккайдо необходимо воздержаться впредь до особых указаний Ставки. Переброску 87-го СК на Сахалин продолжать».Высадка на Южные КурилыПосле того как стало ясно, что операция по десантированию на Хоккайдо отменяется, основное внимание командования было переключено на завершение оккупации южных островов Курильской гряды. Обстановка к этому времени складывалась благоприятная. Японцы на Южном Сахалине и на Северных Курилах складывали оружие и сдавались в плен. Войска Камчатского оборонительного района под командованием генерал-майора А. Гнечко уже заняли наиболее укрепленные острова в этом районе – Шумшу и Парамушир и продвигались в южном направлении, имея директиву занять остальные острова Северных и Средних Курил до Урупа включительно. 31 августа генерал Гнечко доложил командующему Вторым ДВФ о выполнении поставленной задачи.Таким образом, наступила очередь реализации самой последней операции войны с Японией – оккупации южной части Курильских островов. Поэтому как только советские войска заняли (25 августа) военно-морскую базу Отомари (Корсаков) и Южный Сахалин, командующий Северной Тихоокеанской флотилией (СТОФ) утром 26 августа в телеграмме капитану 1-го ранга А. Леонову, приказал приступить к оккупации южной части Курильских островов, выделив для этого по одному тральщику типа «ВМС» и по одной роте на каждый остров.В ночь на 28 августа тральщики в сплошном тумане подошли к острову Итуруп и высадили десант. Японский гарнизон, насчитывающий 13500 солдат и офицеров, сопротивления не оказал и капитулировал. Но в связи с тем, что против двух рот советских солдат на Итурупе оказалась столь многочисленная группа противника, а принятие капитуляции требует значительного времени и определенных усилий, командир десанта капитан-лейтенант Брунштейн не смог сразу организовать десант на Кунашир. Это стало возможным лишь 1 сентября, после прибытия дополнительных воинских частей с Сахалина. В тот же день отряд капитана 3-го ранга Вострикова высадился на острове Шикотан. Противник сопротивления не оказал. Японские офицеры-парламентеры сообщили, что на острове дислоцируется гарнизон численностью 4800 человек, и он готов сложить оружие.Последний бросокПосле высадки наших войск на Итуруп, Кунашир и Шикотан Ставка приняла решение занять Хабомаи (гряда крошечных островов южных Курил, расположенных к югу от острова Шикотан). Необходимо при этом отметить, что в советской литературе практически нигде не описан ход этой операции, ибо осуществлялась она уже после официального подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии – с 3 по 5 сентября. Поэтому во всех российских изданиях, в том числе и в «Истории второй мировой войны» и Военной энциклопедии лишь скороговоркой отмечается, что оккупация Курильских островов была завершена 1 сентября 1945 года.Остановимся на этой последней операции более подробно. Утром 2 сентября командующий СТОФ телеграммой №7071 передал уже упоминавшемуся выше капитану 1-го ранга Леонову директиву подготовиться к оккупации островов Хабомаи, возложив непосредственное выполнение этой операции на капитана 3-го ранга Чичерина, и приказал о плане действий доложить ему 3 сентября. Это приказание Леонов немедленно передал Чичерину. Однако радиосвязь была очень плохая, и последний воспринял переданное сообщение (о необходимости лишь только подготовить план действий) как приказ начать 3 сентября десантную операцию.Считая, что выполняет приказ, Чичерин, создав две десантные группы – по одному тральщику и одному десантному судну, – утром 3 сентября вывел свой отряд в море и взял курс на самые южные острова Малой Курильской гряды. В район Хабомаи отряд прибыл на рассвете следующего дня и сразу же приступил к десантированию. Малочисленные японские гарнизоны, охранявшие небольшие острова, сдавались без боя. К вечеру 5 сентября операция была завершена. Пленных и их вооружение отряд доставил затем на остров Кунашир.И хотя Чичерин, как свидетельствуют очевидцы, из-за плохой радиосвязи неправильно истолковал полученный приказ, его действия вышестоящим командованием были одобрены.Таким образом, на основании архивных материалов совершенно очевидно, что оккупация южной части Курильских островов осуществлялась с 28 августа по 5 сентября 1945 года, то есть уже после 2 сентября 1945 года – официального подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. Совершенно очевидно также и то, что сопротивления японцы не оказывали и человеческих потерь в ходе этой операции ни с советской стороны, ни со стороны японцев не было.В ходе всех десантных операций на Южном Сахалине и Курильских островах было одно очень важное обстоятельство.Как известно, 15 августа 1945 года Япония капитулировала и прекратила все боевые действия. Вместе с ней также прекратили боевые действия все воюющие с Японией стороны, кроме Красной Армии. 18 августа, на третий день после капитуляции Японии, советские войска в 4 часа утра, в темноте и густом тумане подошли к северному Курильскому острову Шумшу и начали обстрел японского гарнизона со всех видов корабельной артиллерии. А затем приступили к штурму. Это нападение для японцев было как снег на голову и, естественно, вызвало встречное сопротивление.В результате этого бессмысленного и неоправданного штурма японского гарнизона на острове Шумшу число убитых и раненых с японской стороны составило около 600 человек. С советской же стороны потери убитыми и ранеными насчитывали более 2000 человек. Надо сказать о том, что для высадки десанта на Шумшу в качестве десантников в спешке набирали всех, кого могли – писарей, свинарей, кочегаров, и т.д, то есть людей необученных. Кроме того, в темноте и густом тумане некоторые десантные баржи не смогли подойти близко к берегу и выбрасывали солдат-десантников, многие из которых не умели даже плавать и имели за плечами груз, не на мелководье, а на глубину, поэтому часть своих солдат просто утопили. Ну а теперь вопрос – зачем нужен был десант и последующая кровавая бойня на острове Шумшу, если Япония уже три дня как КА-ПИ-ТУ-ЛИ-РО-ВА-ЛА?!!



22 августа 1945 года советские самолеты подвергли бомбардировке улицы города Тоехара (Южно-Сахалинск), несмотря на то, что везде были выброшены белые флаги. Возникает еще один вопрос – для чего все это делалось, если японцы и так без боя складывали оружие и сдавались в плен? Такие боевые действия, как бомбардировка города Тоехара и десантная операция на северном Курильском острове Шумшу, ничем не оправданы. Здесь вообще не просматривается никаких целей, кроме одной – сделать свершившимся фактом завоевание Южного Сахалина и Курильских островов как территорий, приобретенных в результате войны. А штурм японского гарнизона на острове Шумшу вообще выходит за пределы здравого смысла. Зачем гробить своих солдат, если японцы капитулировали и готовы сложить оружие?Так в чем же дело? Почему наши мудрые полководцы принимают такие преступные решения? Почему для них жизнь собственных солдат не стоит и ломаного гроша? Если считать с первого дня Великой Отечественной войны и до последнего – Россия ни разу не выигрывала сражений умом и искусством, наукой и подготовкой. А всегда только укладывая в несколько раз больше своих солдат, чем противника. Везде и всегда русские в несколько раз превосходили немцев силой и техникой. При этом на конкретных участках прорыва немцы всегда превосходили русских – пока другие подразделения наших войск простаивали без дела, дожидаясь своей очереди быть битыми. Соотношение потерь на советско-германских фронтах составляло от 4:1 до 10:1. А во время Ржевско-Вяземской операции только за январь 1942 года соотношение потерь составляло 25:1. При всем этом Россия имела больше, чем Германия, людей, ресурсов и территории. Она работала на износ и выпускала военной продукции больше. Людей в армию призывала больше. И ей помогал техникой и сырьем весь цивилизованный мир. Всего у нас было больше. А организовано сопротивление было хуже. Чаще всего – кретински и бездарно. Становится понятно, почему в Великой Отечественной войне мы потеряли 30 миллионов своих собственных граждан, в то время как немцы всего около 6 миллионов. Вот оно, наглядное проявление мудрости и полководческого таланта наших советских военачальников во главе с товарищем Сталиным.


В настоящее время на островах Итуруп, Кунашир и Шикотан установлены памятники, посвященные освобождению этих островов Советским Союзом. Но господа-товарищи, вы это о чем? От кого и что освобождала Красная армия, если эти острова всегда принадлежали Японии? Курильские острова отошли ей не в результате агрессии, а в соответствии с международными мирными договорами, и на них проживали только коренные жители Японии. Там не было ни одного российского гражданина, и эти острова не принадлежали России ни одного дня.
В заключение сам собой напрашивается еще один вопрос. Как называется оккупация чужой территории уже после официального подписания акта о капитуляции? Правильно, воровство. А если точнее, то это можно назвать и международным разбоем – кому как нравится. Так что мы отняли Южные Курилы безо всякого кровопролития и сопротивления не у сильного и вооруженного противника в Великой войне, а воспользовались той ситуацией беспомощности, в которой оказалась Япония, и умыкнули то, что нам никогда не принадлежало. Хапнули под шумок заключительных залпов второй мировой войны острова у своего соседа, а своему собственному народу все это преподнесли как доблестную и славную освободительную эпопею Красной армии.О справедливости говорить даже как-то неудобно, так как по большому счету она часто попирается и подменяется другими понятиями. И все же, где справедливость? Об этом хорошо сказал известный сегодня писатель Михаил Веллер в своей книге «Великий последний шанс»: «Если национальный русский дух не включит в себя убежденность в возможности достижения справедливости и в высшей ценности справедливости, в ее высшем смысле, цена этой стране – дерьмо (стр. 209)».Но тут возникает еще один вопрос – а как же дело обстоит со стороны закона? Ведь территориальные вопросы регулирует только международное право. Весь цивилизованный мир живет по этим законам, хотя иногда и международное право попирается так же, как и справедливость. Но об этом речь пойдет дальше.


Курильские острова и международное право
"Если нельзя, но очень хочется - то можно!"М. Жванецкий.

- I -Прежде всего, говоря о проблеме Курильских островов, необходимо решить: признаем мы международное право или нет? Международное право – это те правила поведения на международной арене, взаимные права и обязанности, которые добровольно и на равноправной основе взяты на себя правительствами независимых государств. Эти правила изложены в международных договорах и признаются обязательными для всех стран мира.Так признаем мы международное право или нет? До сих пор правительство СССР, правительство России и правительства всех стран заявляли, что они признают международное право. И едва ли сейчас в мире найдется хоть один государственный деятель, который осмелится заявить, что он не признает международного права. Ведь это будет означать, что он не признает ни одного международного договора, в том числе и того, под которым стоит подпись и его страны. Отрицать или не признавать международное право – значит становиться на путь международного разбоя. Но тогда надо признать и право других государств применять по отношению к себе такие же бандитские методы. Думается, что ни один здравомыслящий человек на это не согласится. Если утверждать, что нам выгодно, чтобы Южные Курилы были нашими, так как мы добываем там много рыбы, то ведь и японцы могут сказать так же: там много рыбы, нам выгодно иметь эти острова. Спорить о том, сколько на этих островах родилось и похоронено русских или японцев, и на этом основании делать вывод о том, кому острова должны принадлежать, – глупо. Во всем цивилизованном мире при решении таких проблем исходят из норм международного права. Значит, только на его основе следует искать пути решения проблемы Южно-Курильских островов, а для этого внимательно и без предвзятости изучить все международные договоры, имеющие к этому отношение. Этих договоров не так уж и много.В международном праве есть важнейший принцип: границы между государствами могут устанавливаться только на основе обоюдного добровольного согласия и только путем заключения между ними добровольного, справедливого договора. До 1855 года границы между Россией и Японией вообще не было. Первым русско-японским договором, разграничившим владения России и Японии, был трактат о торговле и границах, подписанный в 1855 году в городе Симода, по которому русско-японская государственная граница была установлена между островами Уруп и Итуруп. Все острова Курильской гряды на север от острова Уруп закреплялись за Россией, а к югу признавались японскими. Это и есть острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.Русский посол адмирал граф Путятин, подписавший этот договор, отмечал, что он заключен в исключительно мирной, доброжелательной обстановке и выгоден как России, так и Японии. Таким образом, русско-японская граница в 1855 году была установлена в точном соответствии с нормами международного права. Через двадцать лет, в 1875 году Россия и Япония подписывают еще один договор, так называемый Петербургский трактат, по которому Россия уступила Японии остальные 18 северных Курильских островов в обмен на остров Сахалин. Таким образом, все Курильские острова без исключения стали принадлежать Японии, а остров Сахалин стал собственностью Российской империи.В результате русско-японской войны 1904-1905 годов Япония добилась отторжения от России только Южного Сахалина и прилегающих к нему островов (но никак не Курильских), что было закреплено в Портсмутском мирном договоре между Россией и Японией 1905 года. При установлении в 1925 году советско-японских дипломатических отношений правительствоСССР заявило, что оно признает Портсмутский договор, но не разделяет с бывшим царским правительством политической ответственности за его заключение.Территориальный вопрос в отношениях между Россией и Японией возник еще в конце второй мировой войны. Союзники СССР – Великобритания и США – стремились вовлечь СССР в войну против Японии, обещая Советскому Союзу отдать Южный Сахалин и Курильские острова. Такое обещание было зафиксировано в секретном соглашении, подписанном Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем в Ялте 11 февраля 1945 года. Это была англо-американская плата Советскому Союзу за вероломство и участие в войне против Японии, так как на тот период времени между СССР и Японией существовал и действовал пакт о нейтралитете сроком на пять лет, который был подписан 13 апреля 1941 года обеими сторонами и действие которого заканчивалось в апреле 1946 года.Ялтинское соглашение следует изучать очень внимательно, поскольку именно оно является основным международно-правовым документом, определяющим послевоенную судьбу Курильских островов. В соглашении сказано, что СССР вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих к нему островов, а также передачи Советскому Союзу Курильских островов.Здесь необходимо обратить внимание на то, что соглашение предусматривает возвращение СССР Южного Сахалина, то есть той территории, которая принадлежала России до нападения Японии в 1904 году. Тем самым эта территория признается бывшей российской территорией. Иначе сформулирована статья о Курильских островах. В этой статье говорится не о возвращении, а о передаче Советскому Союзу Курил. Тем самым признается, что Курилы ранее не принадлежали России и говорить об их возврате неправомерно, и что они будут переданы Советскому Союзу не как правопреемнику России, а как державе-победительнице во второй мировой войне в качестве платы за нападение на Японию.В связи с этим уместно вспомнить, что за три с половиной года до Ялтинской конференции, 14 августа 1941 года Черчилль и Рузвельт подписали знаменитую Атлантическую хартию. В ней они торжественно провозгласили отказ от захватов территорий и заявили, что они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов. 24 сентября 1941 года правительство СССР опубликовало декларацию, в которой оно выразило свое согласие с принципами Атлантической хартии. Тем самым правительства СССР, США, Великобритании заявили, что результатом войны не должно быть отторжение от вражеских государств части их территорий и передача этих территорий государствам-победителям. То же самое впоследствии было зафиксировано и в Каирской декларации 1943 года.В свете этого секретное соглашение Сталина, Рузвельта и Черчилля выглядит как лицемерие, как стремление любыми путями задушить Японию, используя для этого Советский Союз и его Красную армию, не считаясь даже со своими собственными торжественными обещаниями об отказе от территориальных притязаний. Видимо они считали, что для победы любые средства хороши, а победителей не судят.В ночь с 8 на 9 августа 1945 года СССР нарушил свои обязательства, связанные с пактом о нейтралитете, и начал войну против Японии, хотя с ее стороны никакой угрозы для России не было, и захватил Маньчжурию, Порт-Артур, Южный Сахалин и Курильские острова. Готовился также десант на Хоккайдо, но вмешались американцы, и оккупация острова Хоккайдо Красной армией в жизнь претворена не была.После войны возник вопрос о заключении мирного договора с Японией. В соответствии с международным правом только мирный договор подводит окончательную черту под войной, окончательно решает все спорные вопросы между бывшими врагами, окончательно урегулирует территориальные проблемы, уточняет и устанавливает государственные границы. Все остальные решения, документы, акты – это все лишь прелюдия к мирному договору, его подготовка.В этом смысле Ялтинское соглашение между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом – это еще не окончательное решение проблемы Курильских островов и Южного Сахалина, а всего лишь «протокол намерений» союзников в войне, изложение их позиций и обещание проводить определенную линию в будущем, при подготовке мирного договора. Во всяком случае, нет никаких оснований считать, что проблема Курильских островов уже была решена в Ялте в 1945 году. Окончательно она должна быть решена только в мирном договоре с Японией. И больше нигде.
- II -
В 1951 году был подготовлен проект мирного договора с Японией, который рассматривался на конференции в Сан-Франциско 4-8 сентября 1951 года. В конференции участвовали Япония и еще 48 государств, являющихся в годы второй мировой войны противниками Японии (некоторые чисто формально, символически). Присутствовала и правительственная делегация СССР во главе с А. Громыко. Конференция закончилась подписанием мирного договора с Японией. С точки зрения рассматриваемого нами вопроса, наибольший интерес представляет статья, в которой провозглашается отказ Японии от всяких претензий на Курильские острова и Южный Сахалин.Именно на эту статью договора ссылаются многие наши граждане, доказывая, что Сан-Францисский мирный договор предусмотрел передачу Курил Советскому Союзу. К сожалению, надо констатировать, что те, кто это утверждает, самого договора не читали и знают о нем понаслышке. Ничего подобного в договоре нет. Не предусматривает Сан-Францисский мирный договор передачи Курильских островов Советскому Союзу. Можно только сожалеть об этом, но чего нет, того нет.Глава советской делегации на Сан-Францисской мирной конференции А. Громыко заявил, что Советский Союз отказывается подписывать мирный договор с Японией, так как он не учитывает интересы СССР. Громыко особенно подчеркнул, что договор не предусматривает передачу Курильских островов Советскому Союзу (интересующиеся могут подробно прочитать об этом в книге «История дипломатии», том 5, книга 1, стр. 318, Москва, 1974).Сенат США при ратификации мирного договора с Японией отказался от вышеупомянутого Ялтинского соглашения 1945 года между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем, указав в своем постановлении, что условия мирного договора не означают признания каких бы то ни было положений в пользу России в отношении Японии, содержащихся в Ялтинском соглашении, а также не означают признания за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территорию, принадлежавшую Японии на 7 декабря 1941 года (то есть на день нападения Японии на США).В Японии Курильские острова называются ТИСИМА – РЕТТО. Это как раз те 18 северных островов от Камчатки до острова Уруп. Острова же Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, в отношении которых идет спор, не входят в понятие Курильские острова. В Японии они называются «северные территории», и эти острова относятся к губернаторству Хоккайдо. Таким образом, сомнений нет: в Сан-Францисском мирном договоре Япония отказалась от всяких претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, но, заметьте, в чью пользу – не сказано. Япония подписала и ратифицировала этот договор, следовательно, она обязана полностью соблюдать все, что в нем записано. Но дело-то в том, что Советский Союз его не подписал. В соответствии с нормами международного права договор, не подписанный государством или подписанный, но не ратифицированный его высшими органами власти, для данного государства как бы не существует: такой договор не создает для данного государства никаких прав и никаких обязанностей. Государство, не подписавшее договор, не имеет права на него ссылаться для обоснования каких бы то ни было своих интересов и прав. Это установлено Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года и освящено многовековым обычаем. Так что ссылки многих наших авторов на Сан-Францисский мирный договор в подтверждение притязаний на Южные Курильские острова неправомерны.Возникает вопрос: в чем же тут дело? Почему США и Великобритания в 1945 году в Ялте выразили прямое намерение передать Курилы Советскому Союзу, а в 1951 году в Сан-Франциско отказались это сделать? Одним англо-американским лицемерием едва ли это можно объяснить. Скорее всего, в 1945 году Черчилль и Рузвельт действительно намеревались поддержать требования Сталина о передаче Курил СССР.Но в 1951 году Рузвельта уже не было в живых, а Черчилль уже не возглавлял британское правительство. Но был Сталин в расцвете своего могущества и неограниченной власти, с его злой волей, коварством, стремлением к дальнейшей экспансии. И был июнь 1950 года, когда с благословения (или по прямому указанию?) Сталина войска Северной Кореи вторглись в Южную Корею, когда так называемые «китайские добровольцы» с русскими лицами пришли на помощь северокорейцам, а представитель СССР в Совете Безопасности ООН А. Громыко ушел с заседания Совета Безопасности, чтобы парализовать его работу и помешать ООН принять меры по отражению агрессии в Корее. И ко времени начала конференции в Сан-Франциско в 1951 году корейская война была еще в полном разгаре, конца агрессии не было видно. Неудивительно, что в этих условиях и США, и Великобритания, и почти все остальные государства-участники мирной конференции в Сан-Франциско предпочли воздержаться от передачи Курильских островов Советскому Союзу. Неудивительно, что два других государства, завязших в корейской войне – КНР и КНДР, – были Организацией Объединенных Наций объявлены агрессорами и не получили приглашения на мирную конференцию в Сан-Франциско. Почти для всех стран, бывших противниками Японии во второй мировой войне, Сан-Франциский мирный договор 1951 года стал тем международно-правовым актом, который прекратил противостояние между ними, урегулировал спорные вопросы, стал фундаментом для улучшения и развития взаи мовыгодных политических и экономических отношений. Однако Советский Союз, отказавшийся подписать мирный договор с Японией, не имел с этой страной ни дипломатических, ни экономических отношений и формально все еще находился с ней в состоянии войны. Разумеется, это было не нормальное положение. Все прекрасно понимали, что есть только один выход: заключить двусторонний мирный договор. Но этому мешала нерешенная территориальная проблема – судьба Курильских островов. И, пожалуй, еще более трудная проблема – амбиции с обеих сторон, нежелание выслушать и, главное, понять другую сторону.В середине 50-х годов ситуация, кажется, стала меняться к лучшему: длительные и очень сложные переговоры привели в конечном итоге к подписанию 19 октября 1956 года совместной декларации СССР и Японии. Важнейшим в этой декларации было то, что прекращалось состояние войны между Японией и СССР. Удивительно, но это так: Япония капитулировала в 1945 году, но состояние войны между СССР и Японией продолжалось до 12 декабря 1956 года (до момента вступления в силу декларации от 19 октября 1956 года). В декларации подчеркивалось, что между СССР и Японией восстанавливаются мир и добрососедские дружеские отношения, восстанавливаются также дипломатические и консульские отношения. Отныне все споры между СССР и Японией будет решаться только мирными средствами. В этой декларации СССР согласился передать Японии острова Шикотан и Хабомаи, но фактически их передача должна произойти после заключения советско-японского мирного договора. Япония и СССР обязались в ближайшее время начать переговоры о заключении мирного договора.Таким образом, в советско-японской декларации СССР признал право Японии на острова Шикотан и Хабомаи и обязался вернуть их Японии после заключения мирного договора. Поэтому рано или поздно эти два острова необходимо будет вернуть Японии. СССР еще в 1956 году обязался это сделать. Приходится иногда слышать, что декларация 1956 года – это не договор, и поэтому она не имеет обязательной юридической силы. Так могут утверждать лишь люди, совершенно ничего не понимающие в международном праве. Женевская конвенция о праве международных договоров 1969 года установила, что любое соглашение между государствами, независимо от его названия (договор, соглашение, пакт, конвенция трактат, декларация и др.), юридически обязательно для подписавших его государств. Совместная советско-японская декларация от 19 октября 1956 года подписана надлежащим образом уполномоченными на то лицами и ратифицирована высшими органами власти СССР и Японии, тем самым она приобрела высшую юридическую силу и обязательна для исполнения как Советским Союзом, так и Японией. Вопрос о двух других островах – Итуруп и Кунашир – в декларации 1956 года не затронут. Он должен решаться исходя из других международно-правовых актов, о которых говорилось выше.Некоторые наши граждане ссылаются на то, что если вернуть Японии острова, это будет нарушение Конституции России. Всем следует знать и исполнять ст. 15, п. 4 Конституции РФ: «…международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора». Иногда приходится слышать, что декларация 1956 года была подписана правительством СССР, а не правительством России, сейчас же самого СССР нет, а о том правительстве, которое было в 1956 году, уже все забыли. Поэтому, мол, Россия не обязана выполнять то, что обещало правительство СССР в 1956 году, да и времена сейчас другие, уже не те – международная обстановка изменилась.Глубочайшее заблуждение! Международное право признает незыблемость международных договоров независимо от того, когда и кем они подписывались. Договор – это не соглашение между двумя людьми, а соглашение между государствами. Договоры действуют, пока не истечет их срок (если таковой установлен), или бессрочно (если срок действия договора не установлен при его подписании) до тех пор, пока существуют подписавшие его государства. Правительства могут приходить и уходить, но договоры сохраняют свою силу.Случается видеть письма некоторых читателей, которые утверждают, что Япония якобы потеряла свои права на Южно-Курильские острова по причине давности, поскольку после войны прошло уже более полувека. Это тоже заблуждение. Никаких сроков давности в международном праве нет. Правда, когда-то давным-давно некоторые теоретики доказывали, что если какое-то государство владеет фактически чужой территорией 100 лет и более, то эта территория уже в силу длительности владения становится его территорией. Поэтому некоторые государства, отдавая часть своей территории в аренду другому государству, устанавливали срок аренды не более 99 лет. Но это была всего лишь теория, которая не нашла поддержки нигде. В международном праве такая норма не закрепилась. Поэтому давность владения территорией не создает никаких прав на территорию. Тем более что с момента прекращения состояния войны между СССР и Японией (то есть с 12 декабря 1956 года) прошло всего лишь чуть больше полувека, а это даже и по упомянутой теории срок недостаточный.Очень много беспокойства высказывают читатели по поводу судьбы наших граждан, живущих на Южных Курилах, в случае возврата этих островов Японии: по поводу изменения гражданства людей, их имущества и т.д. Не будем предсказывать судьбу островов – это дело правительства. Но давайте предположим, что возврат островов состоится. Каков будет правовой статус нашего российского населения на островах? Вопрос о гражданстве. В международном праве существует такое понятие, как «оптация». Что это такое? Если какая-то территория передается от одного государства другому, то лицам, проживающим на этой территории, предоставляется право выбора гражданства. Так что наши граждане, проживающие на островах, в случае их возврата Японии будут иметь право либо сохранить гражданство России, либо получить гражданство Японии – по их выбору. И никто не может принудить человека отказаться от своего гражданства или получить новое – все на его личное усмотрение.Вопрос о праве проживания и имуществе. Многие опасаются, что их выгонят с острова, а ехать им некуда. С правовой точки зрения опасения безосновательны: даже в случае возврата островов все люди, которые там сейчас живут, могут продолжать там жить, никто их оттуда не выселит. Это общепризнанная международная практика. Все имущество, работа и т.д. тоже сохраняются за ними. Впрочем, если кто-то захочет уехать, то на это он тоже имеет право.
- III -
Проблема Южно-Курильских островов – животрепещущая и очень болезненная как для России, так и для Японии. Такая проблема не может решаться на митингах и во время приватных бесед на кухнях. Решать ее надо, руководствуясь не имперскими амбициями и целесообразностью, а международным правом, как это и должно быть между цивилизованными государствами. Ее должны решать специалисты и те, кого закон уполномочил определять внешнюю политику страны.На сегодняшний день официальная позиция нашей страны в отношении Курил заявлена в Токийской декларации 1993 года, Московской декларации 1998 года и в плане Путина-Коидзуми от 2003 года. Во всех этих международно-правовых актах черным по белому написано о том, что Россия признает наличие территориальной проблемы с Японией в отношении четырех островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. А также выражает понимание необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого и дает согласие определить принадлежность этих островов на основе законности и исторической справедливости.Проблема «северных территорий» должна быть решена только на подлинно совместной и к тому же взаимовыгодной и компромиссной основе. В результате ее решения не должно быть правых и виноватых, победителей и побежденных. Важно, чтобы обе стороны согласились действовать в рамках объективной реальности. Существует принципиальная разница между притязанием на территорию в какой-либо агрессивной форме и ведением двустороннего диалога по вопросу территориальной принадлежности в соответствии с нормами международного права.Есть несколько вариантов, но думается, что наилучший, цивилизованный путь решения проблемы заключается в следующем. Необходимо срочно заключить мирный договор между Россией и Японией. В нем предусмотреть возврат четырех южных островов Курильской гряды, но не сразу, а через какой-то фиксированный срок (например, через 2-3-5 лет). В течение этого переходного периода установить на островах кондоминиум (то есть совместное владение России и Японии). Можно детально разработать систему управления в кондоминиуме, определить права проживающих там русских и японцев (они должны быть равными), решить проблему гражданства (путем оптации), обеспечить имущественные и трудовые права проживающего там населения и т.д. Все это можно без особых трудностей решить и зафиксировать в договоре. Можно предусмотреть в мирном договоре такие условия, которые будут выгодны и Японии, и России. Здесь как раз нет проблемы, юристы-международники квалифицированно, со знанием дела все эти вопросы решают без особого труда. Важно, чтобы была политическая воля у руководства России и Японии и понимание со стороны населения. Ведь условия в договоре можно предусмотреть любые (недопустимость на островах присутствия войск и военных объектов, свободный проход наших судов через незамерзающие проливы и др.), причем сделать это так, как будет выгодно и России, и Японии.Можно использовать и опыт других стран, уже заключивших подобные договоры. Например, в 1984 году была подписана англо-китайская декларация о Гонконге, в которой предусмотрено, что через 13 лет, то есть в 1997 году, будет восстановлен суверенитет Китая над Гонконгом, а до этого установлен переходный период. После 1997 года на Гонконг полностью распространен суверенитет Китая, но еще в течение последующих 50 лет там будут сохранены нынешняя социально-экономическая система, законы и образ жизни населения. Почему бы в российско-японском мирном договоре не предусмотреть что-то в этом роде для Южно-Курильских островов?Приходится иногда слышать и такое: если вернуть Японии четыре острова, то это вызовет цепную реакцию, аппетит ведь приходит во время еды. Получив четыре острова, Япония потом потребует все остальные Курильские острова, потом Южный Сахалин, а там глядишь и весь Сахалин, да еще и Камчатку. Глядя на Японию, Германия потребует Калининградскую область и начнется цепная реакция. Такие опасения опять же происходят из-за незнания международного права.Может ли Япония потребовать что-то еще, кроме четырех островов? В принципе да, может. Но таким притязаниям очень просто поставить заслон. Нынешние ее требования обосновываются международным правом. Но этим же правом можно и ограничить ее требования. В мирном договоре можно записать отказ Японии на какие бы то ни было другие территории, кроме передаваемых четырех островов. Поскольку такое обязательство Японии будет добровольным, зафиксированным в мирном договоре, это лишит Японию навсегда каких бы то ни было международно-правовых оснований для предъявления территориальных притязаний.Что касается возможных территориальных притязаний к России в Европе со стороны Германии (например, по поводу Калининградской области) и других держав, то в Европе совершенно другая международно-правовая ситуация. Калининградская область (бывшая часть Восточной Пруссии) отошла от Германии к России в 1945 году в соответствии с нормами международного права, как ответная мера за нападение Германии на Россию в 1941 году. На нас напали, мы выстояли, отразили агрессию и победили. Поэтому имеем полное право отторгнуть часть территории у агрессора, который совершил на нас нападение. Между Россией и Германией нет мирного договора, но, как известно, в 1975 году в Хельсинки был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этим актом установлен принцип нерушимости границ в Европе. Признано, что те границы, которые сложились в Европе после второй мировой войны, изменению не подлежат. Акт подписали все страны Европы, в том числе СССР, Германия и другие. Так что у Германии нет никаких международно-правовых оснований требовать пересмотра границ и возвращения Калининградской области.Некоторые говорят, что если вернуть Японии четыре острова, то надо вернуть России Аляску. Но о каком возврате можно говорить, если Аляска в 1867 году была продана США, договор купли-продажи подписан, деньги получены. Сегодня можно об этом только сожалеть, но все разговоры о возвращении Аляски не имеют под собой никакой почвы.Поэтому нет никаких оснований опасаться, что возможное возвращение четырех Курильских островов Японии вызовет цепную реакцию активности в Европе. Надо также понимать, что это не пересмотр итогов второй мировой войны, потому что российско-японская граница не является международно признанной: итоги войны до сих пор еще не подведены, прохождение границы так и не зафиксировано.На сегодняшний день не только четыре южных Курильских острова, а все Курильские острова и южная часть Сахалина ниже 50-й параллели юридически России не принадлежат. Они и по сей день являются оккупированной территорией. Никакого международно-правового оформления Курильских островов за Россией нет и в помине, а по итогам второй Мировой войны, согласно Каирской декларации от 1 декабря 1943 года эти острова остаются за Японией. К великому сожалению, правда – историческая, нравственная и, главное, правовая – не на стороне России. Итак, можно констатировать, что имеющийся между Россией и Японией спор о четырех островах Курильской гряды может и должен быть разрешен, исходя из справедливости и норм международного права. Япония уже более полувека предлагает России решить этот наболевший вопрос, но всякий раз натыкается на откровенное нежелание даже говорить на эту тему. В ответ со стороны представителей российской власти слышатся лишь популистские заявления о том, что Россия якобы владеет Курильскими островами на всех законных основаниях по итогам второй мировой войны, которые до сих пор так и не подведены. Хотя Россия официально признала наличие территориальной проблемы в отношении островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, и даже взяла обязательство определить принадлежность этих островов на основе законности и исторической справедливости, но постоянно, и с завидным упорством предпринимается попытка задвинуть эту проблему в долгий ящик. А когда проблема откладывается, задвигается в долгий ящик, то возникает новая проблема. Она просто сходит с насиженного места, но не покидает насовсем. Рано или поздно ее прорвет и когда это новое извержение старой проблемы случится, станет гораздо труднее отложить или задвинуть ее в ящик. Давно уже пора поставить точку в этом вопросе, но когда между Россией и Японией будет подписан мирный договор – неизвестно. Как говорится, воз и ныне там...


Заключение
В заключение хотелось бы сказать вот о чем. В 1858-м, а затем через два года, в 1860 году между Россией и Китаем были подписаны два международно-правовых договора – Айгуньский и Пекинский. Согласно этим договорам И ПОСЛЕДУЮЩИМ СОГЛАЩЕНИЯМ К ПЕКИНСКОМУ ДОГОВОРУ Китай уступил России более полутора миллионов квадратных километров своей собственной территории. Это Приморский край, часть Хабаровского края и Амурской области А ТАКЖЕ ТЕРРИТОРИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ. Произошло это потому, что Китай на тот момент вел войну с Англией и Францией, и англо-французские войска стояли у стен Пекина.Ситуация была критической, и для правящей китайской династии Цин тогда было не до территорий, так как в тот момент решалась их собственная судьба. Эту ситуацию можно сравнить с той, что сложилась у России осенью-зимой 1941 года, когда немцы стояли у стен Москвы. Вот если бы тогда, в 1941-м Япония предъявила территориальные претензии к России, то, полагаю, Сталин также был бы вынужден отдать японцам часть российской территории, лишь бы избежать вторжения Японии с востока и не потерять все. Японцы, конечно же, могли воспользоваться ситуацией, но этого не сделали.А вот Россия поступила с китайцами по-другому и воспользовалась той ситуацией, в которой оказался Китай. И, руководствуясь имперскими амбициями, принудила китайцев подписать эти договоры и отторгла у своего соседа его собственную территорию. Но что было, то было, что подписано, то подписано, и предъявлять после этого какие-либо территориальные претензии – глупо, все равно, что требовать назад проданную Аляску. Единственным нерешенным вопросом при подписании этих договоров остался вопрос, связанный с принадлежностью островов на реках Амур и Уссури.Китайцы время от времени напоминали российскому руководству об урегулировании вопроса по островам на реках Амур и Уссури, но Москва всякий раз отмахивалась и спускала все это на тормозах. До поры, до времени, как тот дремлющий вулкан. И вот в марте 1969 года между Россией и Китаем на реке Уссури вспыхнул конфликт из-за острова Чжэн-Бао-Дао, известного как остров Даманский. Этот остров по всем статьям является китайским, он и находится по ту сторону фарватера реки Уссури на китайской стороне. Но в свое время наместник царя Н.П. Игнатьев – уполномоченные государем Александром II подписать договор от России, провел красную черту – линию границы по реке Уссури и обвел этот остров, присоединив его формально к России. Чем он руководствовался, мы никогда не узнаем. Наверняка, хотел как лучше. Но получилось как всегда.На острове Даманском никто из россиян не жил, хозяйственной деятельности там не велось, и вообще этот остров В ТО ВРЕМЯ по весне в половодье уходил под воду. Но его охраняли наши пограничники. И когда разразился вооруженный конфликт, который чуть не вылился в большую войну, до советского правительства наконец-то дошло, что вот такие неразрешенные территориальные вопросы чреваты непредсказуемыми последствиями.Пролилась кровь, в локальной войне за остров Даманский погибли наши российские солдаты и офицеры. И что же вы думаете? Мы его отстояли? Отбросили китайцев от острова и юридически закрепили его за Россией? Ничего подобного. Даманский был возвращен Китаю сразу после кровавых событий в том же 1969 году. Что это – глупость? Нет. Глупость как раз была совершена в 1860 году при подписании Пекинского мирного договора, когда Н. П. Игнатьев проводил красную черту – линию границы по реке Уссури.Но оставался еще целый ряд спорных островов по рекам Амур и Уссури. Россия не торопилась решать эти вопросы и лишь в конце XX века, в 90-х годах со стороны России и Китая начались демаркационные работы на границе по урегулированию принадлежности островов. И, наконец, президент России В.В. Путин ставит последнюю точку в этом вопросе, вернув Китаю остров Тарабарова и часть большого Уссурийского острова под Хабаровском.И это правильно. Никто и никогда, ни один президент или другой глава любой страны просто так не отдаст ни одного метра своей территории. Если это произошло, значит, на то есть очень веские причины. Единственное, что желательно было бы сделать – это объяснить своему народу обоснованность принятия такого решения. Но этого не произошло, и мы в очередной раз увидели отношение власти к своему народу. Поэтому большинство россиян восприняло это как измену своему Отечеству или предательство перед своим народом. Мало кто понимает, что наконец-то восстановлена справедливость. Еще меньше россиян понимает, что между Россией и Китаем больше нет территориальных притязаний, которые могли бы в будущем вылиться в вооруженный конфликт.Вопрос урегулирован, и самое главное – то, что отныне каждый метр границы между Россией и Китаем окончательно закреплен юридически. Все! Поставлена окончательная точка. Между Россией и Китаем нет больше нерешенных территориальных вопросов. Чего нельзя сказать об отношениях России и Японии.Япония – это единственная страна, с которой у России до сих пор нет юридической границы. Следует повториться, что та граница, которую сегодня охраняют российские пограничники в районе Южных Курильских островов, не является общепризнанной. И восстановление законности и исторической справедливости в отношении Курильских островов теперь целиком и полностью лежит на совести России. А если мы и дальше будем утверждать, что Южные Курилы – исконная российская территория, и делать вид, что никакой проблемы не существует, то рано или поздно в этом регионе мы получим еще одну горячую точку на планете.P.S. Сегодня часто приходится слышать о том, что бурно развивающийся Китай в скором будущем станет для России врагом №1. С телеэкранов и из других средств массовой информации то и дело звучат утверждения о том, что в китайских школах и других учебных заведениях на географических картах наш российский Дальний Восток будто бы закрашен в цвет китайской территории. Другие утверждают, что китайцев сегодня аж полтора миллиарда, им нечего есть, у них мало природных ресурсов, им нужны территории и поэтому они пойдут на Россию войной. Третьи говорят, что китайская экспансия уже началась и скоро Сибирь и Дальний Восток будут принадлежать китайцам. Так ли это на самом деле? Какие территории и сколько уступил Китай России в 1858-м и 1860 годах, что было на этих территориях и что этому предшествовало? Чего следует опасаться, а чего нет? Вот об этом и многом другом на основе достоверной информации, полученной как с российской стороны, так и с китайской, речь пойдет в следующей публикации.
Используемая литература:
1. Совместный сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией (МИД Российской Федерации и МИД Японии), 1992 год.

2. Вехи на пути к заключению мирного договора между Японией и Россией, 2000 г.

3. Б.Н. Славинский «Советская оккупация Курил», 1993 г.

4. Сан-Францисский мирный договор с Японией от 8 сентября 1951 года. Международное право. Сборник документов. М., «Юридическая литература», 2000 г. С.804-807.

5. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1946 г. Том 1, с. 147-148, 163-166.

6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г.

7. А.Н. Талалаев «Венская конвенция о праве международных договоров». Комментарий. М., 1997 г. С. 12.

8. Международное право. Под ред. Ю.М. Колосова и В.И.Кузнецова. М., Международные отношения, 1998 г. С. 38.

9. «Вестник» Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2005 г. № 4, с. 36, 38.

10. В.Г. Попов «Белые пятна в истории русского Дальнего Востока», 2002 год.